Ушел из жизни Сергей Арцибашев
Народный артист России, лауреат Государственных премий РФ, создатель и художественный руководитель Театра на Покровке скончался в Москве на 64-м году жизни
Что стало причиной смерти Сергея Арцибашева, пока точно неизвестно. Возможно, она связана с онкологической болезнью.
Кроме того, у артиста было больное сердце, несколько лет назад ему установили кардиостимулятор.
Родившийся в маленьком поселке на Урале Сергей Николаевич с юных лет бредил театром. Но его отец настоял, чтобы сын получил «нормальную» профессию, которая может прокормить. Не смея ослушаться, Сергей Арцибашев поступил в Свердловский политехникум.
Первый спектакль он увидел как раз в Свердловске — это были «Мещане» по Горькому. Чтобы купить билет, долго откладывал деньги со стипендии, экономя на еде. О том, какое впечатление произвела на него первая встреча с настоящим театром, артист рассказал в 2007 году в интервью журналу «Континент»: «И вот когда занавес распахнулся и на меня пахнуло этим клеем, папье-маше, этим запахом грима, театральной пыли, я сразу почувствовал: это мое. Все, это мое!»
Почти как Максудов, герой булгаковского «Театрального романа».
После окончания политехникума Сергей Арцибашев поступил в Свердловское театральное училище — на актерское отделение.
А потом переехал в Москву, где учился в ГИТИСе (курс Марии Кнебель).
Когда он еще был студентом, на него обратил внимание Юрий Любимов и предложил Сергею поработать в Театре на Таганке.
В 1989 году Сергею Арцибашеву предложили возглавить Московский театр Комедии, который вскоре был преобразован в Театр на Покровке.
Сергей Николаевич стал одновременно и художественным руководителем, и главным режиссером, и актером.
Во всех своих спектаклях Арцибашев обычно исполнял главные роли, сыграл Гамлета, Мольера, Ленина.
Создавая репертуар, он опирался на классику — русскую, мировую.
«Для меня театр — это храм, — сказал однажды Сергей Арцибашев в интервью журналу «Континент». — Я не церковный человек, но мне хочется вести разговор с верхом, с небом, со Вселенной, перед кем-то отчет держать. Для меня сцена и есть такое лобное исповедальное место. Я еще когда только начал заниматься театром, всегда мечтал ставить русскую классику, потому что понимал, что в ней золотой духовный запас, без которого невозможно».
В 2002 году Сергей Николаевич возглавил Театр имени Маяковского, где проработал почти десять лет. В 2011 году он ушел оттуда.
В кино Арцибашев снимался с 80-х годов. В отличие от театра, на экране у него почти не было главных ролей. Но его роли второго плана или даже просто эпизоды были столь блистательны, точны, выразительны, что запоминались накрепко. Чего стоят его небольшие роли в фильмах Эльдара Рязанова: кассир Гуляев, выдающий себя за банкира, в фильме «Жестокий романс» или Алексей Акимович Икшанов в «Забытой мелодии для флейты». Или работник загса в комедии «Ширли-мырли».
Многие зрители помнят его в роли «дикого прапора» — прапорщика Козакова в серии фильмов Романа Качанова «ДМБ».
Режиссеры часто использовали комедийный дар артиста. Но случались в его карьере и более глубокие роли.
Последняя роль Сергея Арцибашева в нашумевшем фильме Юрия Быкова «Дурак» великолепна. Его персонаж — бывший талантливый хирург, который стал начальником больницы, вынужденным играть по правилам, диктуемым властями маленького городка, — воровать, давать откаты. Он и сам не рад этому, но выхода у него нет.
По словам Юрия Быкова, которые цитирует ТАСС, Сергей Арцибашев был «недооценен кинематографом, у него могло бы быть больше ярких ролей. Слава богу, что я успел его застать».