Газета выходит с октября 1917 года Thursday 22 августа 2019

Ушел из жизни Сергей Арцибашев

Народный артист России, лауреат Государственных премий РФ, создатель и художественный руководитель Театра на Покровке скончался в Москве на 64-м году жизни

Что стало причиной смерти Сергея Арцибашева, пока точно неизвестно. Возможно, она связана с онкологической болезнью. 

Кроме того, у артиста было больное сердце, несколько лет назад ему установили кардиостимулятор. 

Родившийся в маленьком поселке на Урале Сергей Николаевич с юных лет бредил театром. Но его отец настоял, чтобы сын получил «нормальную» профессию, которая может прокормить. Не смея ослушаться, Сергей Арцибашев поступил в Свердловский политехникум. 

Первый спектакль он увидел как раз в Сверд­ловске — это были «Мещане» по Горькому. Чтобы купить билет, долго откладывал деньги со стипендии, экономя на еде. О том, какое впечатление произвела на него первая встреча с настоящим театром, артист рассказал в 2007 году в интервью журналу «Континент»: «И вот когда занавес распахнулся и на меня пахнуло этим клеем, папье-маше, этим запахом грима, театральной пыли, я сразу почувствовал: это мое. Все, это мое!»

Почти как Максудов, герой булгаковского «Театрального романа». 

После окончания политехникума Сергей Арцибашев поступил в Свердловское театральное училище — на актерское отделение.

А потом переехал в Москву, где учился в ГИТИСе (курс Марии Кнебель). 

Когда он еще был студентом, на него обратил внимание Юрий Любимов и предложил Сергею поработать в Театре на Таганке. 

В 1989 году Сергею Арцибашеву предложили возглавить  Московский театр Комедии, который вскоре был преобразован в Театр на Покровке.  

Сергей Николаевич стал одновременно и художественным руководителем, и главным режиссером, и актером.

Во всех своих спектаклях Арцибашев обычно исполнял главные роли, сыграл Гамлета, Мольера, Ленина. 

Создавая репертуар, он опирался на классику — русскую, мировую.  

«Для меня театр — это храм, — сказал  однажды Сергей Арцибашев в интервью журналу «Континент». — Я не церковный человек, но мне хочется вести разговор с верхом, с небом, со Вселенной, перед кем-то отчет держать. Для меня сцена и есть такое лобное исповедальное место. Я еще когда только начал заниматься театром, всегда мечтал ставить русскую классику, потому что понимал, что в ней золотой духовный запас, без которого невозможно». 

В  2002 году Сергей Николаевич возглавил Театр имени Маяковского, где проработал почти десять лет. В 2011 году он ушел оттуда.

В кино Арцибашев снимался с 80-х годов. В отличие от театра, на экране у него почти не было главных ролей. Но его роли второго плана или даже просто эпизоды были столь блистательны, точны, выразительны, что запоминались накрепко. Чего стоят его небольшие роли в фильмах Эльдара Рязанова: кассир Гуляев, выдающий себя за банкира, в фильме «Жестокий романс» или Алексей Акимович Икшанов в «Забытой мелодии для флейты». Или работник загса в комедии «Ширли-мырли». 

Многие зрители помнят его в роли «дикого прапора» — прапорщика Козакова в серии фильмов Романа Качанова «ДМБ». 

Режиссеры часто использовали комедийный дар артиста. Но случались в его карьере и более глубокие роли. 

Последняя роль Сергея Арцибашева в нашумевшем фильме Юрия Быкова «Дурак» великолепна. Его персонаж — бывший талантливый хирург, который стал начальником больницы, вынужденным играть по правилам, диктуемым властями маленького городка, — воровать, давать откаты. Он и сам не рад этому, но выхода у него нет. 

По словам Юрия Быкова, которые цитирует ТАСС, Сергей Арцибашев был «недооценен кинематографом, у него могло бы быть больше ярких ролей. Слава богу, что я успел его застать». 

↑ Наверх