Газета выходит с октября 1917 года Wednesday 22 января 2025

Ушла из жизни Мария Пахоменко

Вечером 8 марта ушла из жизни великая советская певица Мария Пахоменко.

 

Поколение 20-30-летних уже не знает, кто это такая, так как расцвет артистки пришелся на 70-е годы (в 1971-м она получила гран-при на конкурсе «Золотой Орфей», намного раньше, чем Пугачева). В последние 10-15 лет Пахоменко практически не показывали по телевидению, ее песни не крутили на радио, она не давала афишных сольных концертов. 


А вот в конце 60-х-начале 70-х ее имя гремело… Автор этих строк впервые увидел Марию Леонидовну во Дворце спорта «Юбилейный» в 1970 году. Это был ее сольный концерт, но в семитысячный зал лишние билетики спрашивали еще на проспекте Добролюбова. Отлично помню, как на сцену вышла стройная, с длинной косой, русоволосая молодая женщина необыкновенной красоты, рассмотреть которую можно было даже с последнего ряда, хотя видеоэкраны в ту пору отсутствовали. 

Большинство ее песен были на слуху («Стоят девчонки, стоят в сторонке, платочки в руках теребят, потому что на десять девчонок по статистике девять ребят», «Качает, качает, качает задира-ветер фонари над головой», «Долго будет Карелия сниться», «Мужчины, мужчины, мужчины, вы помните званье свое?») и еще целый букет шлягеров. То и дело концерт превращался в хоровое пение, публика с радостью подпевала уже знакомым словам. В те времена еще не принято было забрасывать кумира цветами, но ей, поистине необыкновенной женщине и певице, зрители с радостью и благодарностью дарили букеты. 

«Композитор Александр Колкер, недавно специально для меня написал новую песню, которую хочу представить вам…», - каждое слово артистки публика ловила с восторгом. 

В зале были люди самых разных поколений. Ее любили и старики, и дети.

Незадолго до этого, в тогда еще новом «Юбилейном», прошли гастроли американской труппы «Холидэй он айс», которые сопровождались невиданным ажиотажем. Приезд американских артистов в те годы был огромным культурным событием. И вот несколько дней спустя «своя» ленинградская певица, в недавнем прошлом учащаяся радиотехникума, рабочая завода «Красный треугольник» собрала такой же битковой аншлаг в «Юбилейном», в пору отпусков и дачного сезона. 

Но в отличие от ее ровесников, Эдиты Пьехи и Иосифа Кобзона, Марии Пахоменко не удалось вписаться в новую жизнь в новой стране после распада Советского Союза. Она так и осталась ленинградской певицей… 

Что же произошло, почему это случилось? Ведь рядом по-прежнему оставался муж, композитор, продюсер Александр Колкер. С ней охотно сотрудничали и другие выдающиеся советские композиторы – Валерий Гаврилин, Владислав Успенский, Александра Пахмутова, Оскар Фельцман…

Мария Пахоменко родилась в белорусской деревне и начинала как простая участница заводской самодеятельности, но, приехав в Петербург, в ту пору совершенно другой город, город поистине интеллигентных людей, она с юности впитала этот дух, и стала настоящим ленинградским интеллигентом. Мир шоу-бизнеса был ей чужд и неприятен, бороться за место под солнцем, заводить нужные знакомства в Москве – все это было не для нее. Выдержанная, доброжелательная, на людях немногословная, она подкупала приятными манерами, искренностью, полным отсутствием звездности. Была человеком увлеченным, влюбленным в музыку, и в годы своего расцвета, и в тот момент, когда ее перестали показывать по Центральному ТВ, казалась многим абсолютно счастливым человеком. 

И лишь круг приближенных знал, как иногда нелегко ей бывало сохранить эту маску. Единственная дочь певицы и композитора - Наталья Пахоменко с самого детства занималась музыкой, подавала надежды, однако карьера певицы, несмотря на все усилия родителей, не складывалась. Мария Леонидовна очень тяжело переживала за дочь, за ее карьеру, ее личную жизнь. Не сбывались и надежды Александра Колкера, пытавшегося «вылепить» из дочери вторую Машу Пахоменко. К тому же, отношения между отцом и дочерью всегда были сложные, оба с твердым характером, им часто не удавалось найти общий язык. 

Увы, с годами обиды только копились и множились, хотя в семье появилась всеобщая любимица, внучка - Маша Пахоменко-младшая. Долгие годы семья хранила свои секреты, особенно в присутствии телекамер и диктофонов. 

Поэтому как гром среди бела дня прозвучало открытое письмо Александра Колкера «Верните мне мою Машеньку» и последующее обсуждение семейной драмы в СМИ, а также в программе «Пусть говорят» Андрея Малахова. Сегодня не хочется в деталях вспоминать эту историю, но случилось так, что дочь забрала на тот момент, уже больную мать к себе, запретив отцу общаться с женой, обвинив его в рукоприкладстве и прочих грехах. Сама же Мария Леонидовна в тот момент, по-видимому, чувствовала себя настолько неважно, порой неадекватно, просто не понимая, что происходит вокруг. Однажды, выйдя на минутку из дома, она пропала на сутки: Пахоменко искал весь город, а она объявилась в пяти километрах от дома, в огромном ТРК, причем не могла объяснить, как туда попала. 

Несомненно, все эти переживания и неприятности сказались на ее душевном и физическом состоянии. Многие артисты старшего поколения, в том числе такие звезды как Александр Розенбаум, Иосиф Кобзон, Эдита Пьеха и Алла Пугачева, не раз говорили о том, что грешно забывать таких артистов, как Мария Пахоменко. Да, Колкер с Пахоменко в начале 90-х не могли пожаловаться на отсутствие концертов, но что это были за концерты. Обычно они приезжали вдвоем, он аккомпанировал супруге на рояле, в то время как она пела свои золотые шлягеры, пела только живьем. Концерты происходили в пансионатах, домах отдыха, небольших залах. Им платили вполне приличные гонорары, в разы превышавшие пенсию народной артистки. Однако их практически перестали приглашать не только на телеэкраны, но и в городские праздничные гала-концерты. Даже 70-летний юбилей артистки, когда она была еще в здравии, был отмечен в узком кругу, без афишного концерта. Город и страна так и не дождались ее бенефиса. 

Невостребованность, семейные неурядицы… Можно только предположить, как все это переживала хрупкая, безропотная женщина, привыкшая никогда не выносить на люди свои проблемы. Какой организм вынесет такое?! А ведь болезнь знает, в какие двери стучаться…

8 марта Марии Пахоменко не стало. Остались любимая дочь, за которую она так переживала, Александр Наумович, внучка Маша, и как бы, наверное, хотелось Марии Леонидовне видеть их вновь вместе – одной семьей.

 

↑ Наверх