Газета выходит с октября 1917 года Wednesday 3 июля 2024

Услышать сердце человека

Фестиваль «Радуга» открывается 15 мая на Большой сцене ТЮЗа

В этом году традиционный фестиваль «Радуга», который проводит петербургский ТЮЗ, наполнил афишу спектаклями, где спецэффекты (за редким исключением) отходят на второй план, а внимание приковано к человеку, актеру, герою, и это значит, что театр, наигравшись с новыми технологиями, вернулся к той составляющей, которая и является его козырем и обеспечивает его уникальность как вида искусства. 

«Онегин».

Первым будет показан спектакль «Окна в мир/Windows on the World». Мало кто, до появления романа известного французского писателя-современника Фредерика Бегбедера, знал, что именно так назывался ресторан на верхотуре одной из нью-йоркских башен-близнецов. Роман посвящен, что очевидно, 11 сентября 2001 года. Жанр спектакля определен как трагедия, и это тот случай, когда, точь-в-точь как во времена античности, зрители знают, каков будет финал, с самого начала, даже если бы первыми звучащими со сцены словами не были: «Конец вы знаете — все умирают». Спектакль молодого режиссера, уже некоторое время управляющего Красноярским ТЮЗом, Романа Феодори слезу из публики не выжимает, несмотря на то, что двое из посетителей ресторана во «Всемирном торговом центре» — мальчики-малолетки. Его цель — продемонстрировать хрупкость любых структур цивилизации и то, что нет никакой закономерности в действиях судьбы: героями спектакля актеры становятся, просто выходя из большой группы, присутствующей на сцене в прологе; для идентификации с героями они всего лишь надевают футболки с их фотографиями, а для крупного плана используется белая стена, на фоне которой проходят ключевые сцены, — причем на нее же проецируются кадры, отстраняющие действие.

Два других спектакля — «Онегин», поставленный Тимофеем Кулябиным в Новосибирском «Красном факеле», и «Однажды летним днем» Фарида Бигчантаева из Казанской драмы — едут в Петербург практически прямиком с «Золотой маски», на которую обе работы были номинированы. В том и в другом случае режиссеры увлечены именно человеком — в контексте его связей с миром и другими людьми, но человеком прежде всего. В «Онегине» текст звучит за кадром, а на практически пустой сцене разыгрываются перипетии четырех жизней, которые на какое-то мгновение сплелись в тугой клубок. Из этих четверых — Онегина, Ленского, Татьяны и Ольги — более всего впечатляет даже не циничный, усталый и харизматичный заглавный персонаж, а Татьяна, на редкость сильная особа, которая проявляет прямо-таки ницшеанскую стойкость в бедствиях. Фарид Бигчантаев, поставивший пьесу норвежского авангардиста Йона Фоссе, наоборот, романтизирует человеческую слабость. Удивительная актриса Люция Хамитова с помощью художника по свету Евгения Ганзбурга превращает театральное пространство в территорию своего сознания — читай, одиночества: героиня снова и снова переживает тот единственный день, когда муж ушел в море и больше к ней не вернулся. Это еще один притягательный крупный план, которых так много на этом фестивале.

«Лейтенант с острова Инишмор».

Немного особняком стоит спектакль начинающего режиссера Александра Суворова, поставившего вечнозеленого МакДонаха, «Лейтенанта с острова Инишмор». Первая версия почти фольклорной ирландской истории в стиле черной-черной комедии (как все тексты МакДонаха для театра и кино) родилась еще в стенах ГИТИСа, затем студенты получили дипломы и перекочевали в Московский ТЮЗ. Здесь бюджет постановки ощутимо увеличился, так что одновременно невероятная и адски-жизненная история про красавца лейтенанта, чья жестокость вошла в легенду и который за раздавленного на дороге любимого кота убьет четырех человек и двух животных (и это далеко не все жертвы в пьесе), показана с привлечением специалистов по спецэффектам.

Первая часть фестиваля (формально ограниченная уик-эндом) завершится еще одной пронзительной человеческой историей под названием «Загадочное ночное убийство собаки», поставленной в Тверском ТЮЗе режиссером Даниилом Романовым. В центре действия — мальчик-аутист с феноменальными способностями к математике, которому вполне достаточно стройного мира цифр, пока не случается печальное происшествие — то самое необъяснимое убийство соседской собаки, за расследование которого и берется герой спектакля. Тут уж он вынужден начать коммуницировать с миром и, как это ни парадоксально, невыносимая жестокость бытия выведет его к людям.

О других спектаклях «Радуги» читайте в следующей «Этажерке».

↑ Наверх