Утерянная икона вернулась на родину
Но перед этим подаренная монахами императору Александру III святыня проделала сложный путь
На выставке одного экспоната в зале Центрального корпуса Гатчинского дворца представлен резной образ «Введение Богородицы во храм» с надписью на тыльной стороне: «Его Императорскому Величеству Государю Императору Александру Александровичу III от Русского Скита Св. Пророка Илии на Афоне 1893 года»...
Кипарисовая резная икона «Введение Богородицы во храм» посвящена празднику, который православная церковь отмечает 4 декабря.
«Удивительным образом выполнена работа — трудно точно определить, сколько времени, долгих дней и лет она заняла, даже если предположить, что мастер-затворник работал день и ночь, практически не отрываясь от тончайшего дела. Каждая деталь проработана, поражают глубина резьбы, объемные очертания изображенных сюжетов», — поясняет главный хранитель Государственного музея-заповедника «Гатчина» Елена Ефимова.
Императору Александру III икона была подарена на десятилетие со дня коронации монахами русского скита Святого пророка Илии, а выполнена греческим мастером Косьмой Святогорцем (Лавриотом), обитавшим в Великой лавре Святого Афанасия, основанной в Х веке. Церковь Введения во храм Богородицы — одна из церквей лавры.
Как объясняют сотрудники Гатчинского музея, уважительное отношение дарителей к Александру III связано с тем, что русский скит на Афоне активно поддерживали члены императорской фамилии.
Излучающая тепло кипарисовая резная икона «Введение Богородицы во храм» посвящена двунадесятому Богородичному празднику, который православная церковь отмечает 4 декабря (21 ноября по старому стилю). Об этом событии рассказывается в седьмой главе Протоевангелия от Иакова и «Житии Богородицы» Епифания Премудрого.
Тыльная сторона иконы с дарственной надписью.
В Императорской церкви Гатчинского дворца, основной в то время резиденции государя, она находилась долгое время. После Октябрьского переворота резной образ вошел в состав музейного собрания. Когда началась Великая Отечественная война, сотрудники дворца-музея не успели эвакуировать всю коллекцию — уже в сентябре сорок первого года город заняли немецкие войска, и за годы оккупации многие ценные произведения гатчинского собрания были расхищены. Затерялась во времени и работа мастера Косьмы Святогорца.
…В 2007 году на аукционе «Кристи» была выставлена деревянная резная икона «Введение Богородицы во храм» с ветхозаветными клеймами. Владельцем ее был гражданин Германии. Тыльная сторона образа скрыта клеенкой. Как бы там ни было, икону приобрел известный московский коллекционер Владимир Логвиненко. Когда он снял клеенку, на тыльной стороне обнаружились надпись и инвентарный номер Гатчинской дворцовой церкви и даже номер довоенной инвентаризации музейных предметов дворца.
«Главное, что икона чудесным образом вновь оказалась в России. Пути Господни неисповедимы… Дальнейшее бытование иконы определит время», — отреагировал тогда на это событие заместитель руководителя Россвязьохранкультуры Анатолий Вилков.
Владимир Логвиненко, пополнив число редких людей, понимающих, что подобное приобретение — отнюдь не способ личного обогащения, поскольку образ — национальное достояние, решил вернуть икону государству. 1 июня 2011 года он передал ее Росохранкультуре, и уже через неделю она была возвращена в музей-заповедник «Гатчина».
На выставке в зале Центрального корпуса Гатчинского дворца кроме образа «Введение Богородицы во храм» можно сегодня увидеть стенды с подробным описанием одиннадцати изображенных на иконе сюжетов.
Евгения ДЫЛЕВА. Фото предоставлены пресс-службой музея-заповедника "Гатчина"Важно: Правила перепоста материалов