Газета выходит с октября 1917 года Friday 22 ноября 2024

Увидеть дивную весну печальной России

Импрессионизм, как и коньяк, лучше всего — французский. Посмотрев картины знаменитого русского живописца Константина Коровина на открывшейся к его 150-летию выставке в Русском музее, вы усомнитесь в этой истине

Коровина часто называют русским импрессионистом. Но это не значит, что он вторичен, подражателен. Просто бывает так, что идеи носятся в воздухе и творческие люди в разных концах Земли улавливают их примерно в одно и то же время.

Он сам признавался, что, приехав в Париж впервые, в 26 лет, нашел у импрессионистов все то, «за что так ругали меня дома, в Москве!». В самом деле, его ночной Париж — «Boulevard des Capucines» (1898), «Boulevard des Italiens ночью» (1909), «Cafе de la Paix» (1905) — свежий, залитый дождем, в котором отражаются дробящиеся, дрожащие городские огни, — кажется ничуть не менее «парижским», чем тот же «Бульвар Капуцинок» Клода Моне.

С «Портрета хористки» 1883 года начался русский импрессионизм. Фото: Натальи ЧАЙКИ

Но эти работы, как и коровинские блистательные портреты (самый знаменитый — портрет Шаляпина в белом костюме, написанный в 1911 году), знакомы многим.

А вот монументальные панно, написанные когда-то Коровиным для Отдела окраин России на Всемирной выставке в Париже в 1900 году, мы видим впервые.

«Когда я увидел работы, отобранные для выставки, я понял, как мало знал настоящего Коровина, — сказал на вернисаже директор Русского музея Владимир Гусев. — Здесь впервые Константин Коровин предстает не только как пейзажист и портретист, но и как театральный художник, как выдающийся монументалист. Эти панно станут главным открытием выставки, за последние почти 110 лет их никто, кроме хранителей, не видел».

Церемония открытия проходила в знаменитом Бетонном зале со стеклянным потолком корпуса Бенуа, где сейчас расположено музейное кафе. И выступавшие стояли на фоне нескольких декоративных панно, в чьих гибких линиях и колорите с преобладанием лилового, серебристо-зеленого, серого, коричневого закодировано и прошлое — стиль модерн во всей своей декадентской красе, и будущее — советский «суровый» стиль 60-х. Да и в наши дни эти великолепные полотна выглядят на редкость современно.

Русскому музею принадлежит 31 панно. 23 из них пришлось реставрировать, чтобы подготовить к выставке. Ведь они хранились в фондах намотанными на валы 110 лет!

Для выставки в Париже художник оформил разделы Крайнего Севера, Сибири и Средней Азии. Фото: Натальи ЧАЙКИ

Для многих зрителей открытием станут и театральные работы Константина Коровина — десятки эскизов костюмов и декораций к спектаклям, которые он оформлял, и несколько костюмов. Есть здесь и работы, выполненные художником в эмиграции (он уехал в 1923 году под предлогом лечения сына, искалеченного в результате несчастного случая). Живя в Париже, он сотрудничал и с Сергеем Дягилевым, и с Анной Павловой. Собрать все это богатейшее наследие художника было нелегко. Куратор выставки Владимир Круглов рассказал: лишь для того чтобы собрать вместе эскизы к спектаклю Мариинского театра «Аленький цветочек», пришлось обращаться в пять различных музеев.

В Париже жизнь Коровина была нерадостной. Тяжело болел сын, преследовали нужда и бытовая неустроенность. Чтобы заработать, он начал писать мемуары, неожиданно для многих проявив незаурядный литературный дар. «Хорошо вечером в деревне. Мы идем с охоты. Оттепель, дорога мокрая, лужи. Пахнет лесом, талым снегом. Далеко в лесу кричит филин. На зеленом небе блестит Венера. В душу входит тайная отрада несказанных чувств, даров природы. А теперь скоро смерть… И одно я хотел бы — хотел бы пробудиться на мгновение и увидеть весну, только дивную весну печальной России».

Зинаида Арсеньева
↑ Наверх