Увидеть дивную весну печальной России
Импрессионизм, как и коньяк, лучше всего — французский. Посмотрев картины знаменитого русского живописца Константина Коровина на открывшейся к его 150-летию выставке в Русском музее, вы усомнитесь в этой истине
Коровина часто называют русским импрессионистом. Но это не значит, что он вторичен, подражателен. Просто бывает так, что идеи носятся в воздухе и творческие люди в разных концах Земли улавливают их примерно в одно и то же время.
Он сам признавался, что, приехав в Париж впервые, в 26 лет, нашел у импрессионистов все то, «за что так ругали меня дома, в Москве!». В самом деле, его ночной Париж — «Boulevard des Capucines» (1898), «Boulevard des Italiens ночью» (1909), «Cafе de la Paix» (1905) — свежий, залитый дождем, в котором отражаются дробящиеся, дрожащие городские огни, — кажется ничуть не менее «парижским», чем тот же «Бульвар Капуцинок» Клода Моне.
С «Портрета хористки» 1883 года начался русский импрессионизм. Фото: Натальи ЧАЙКИ
А вот монументальные панно, написанные когда-то Коровиным для Отдела окраин России на Всемирной выставке в Париже в 1900 году, мы видим впервые.
«Когда я увидел работы, отобранные для выставки, я понял, как мало знал настоящего Коровина, — сказал на вернисаже директор Русского музея Владимир Гусев. — Здесь впервые Константин Коровин предстает не только как пейзажист и портретист, но и как театральный художник, как выдающийся монументалист. Эти панно станут главным открытием выставки, за последние почти 110 лет их никто, кроме хранителей, не видел».
Церемония открытия проходила в знаменитом Бетонном зале со стеклянным потолком корпуса Бенуа, где сейчас расположено музейное кафе. И выступавшие стояли на фоне нескольких декоративных панно, в чьих гибких линиях и колорите с преобладанием лилового, серебристо-зеленого, серого, коричневого закодировано и прошлое — стиль модерн во всей своей декадентской красе, и будущее — советский «суровый» стиль 60-х. Да и в наши дни эти великолепные полотна выглядят на редкость современно.
Русскому музею принадлежит 31 панно. 23 из них пришлось реставрировать, чтобы подготовить к выставке. Ведь они хранились в фондах намотанными на валы 110 лет!
Для выставки в Париже художник оформил разделы Крайнего Севера, Сибири и Средней Азии. Фото: Натальи ЧАЙКИ
В Париже жизнь Коровина была нерадостной. Тяжело болел сын, преследовали нужда и бытовая неустроенность. Чтобы заработать, он начал писать мемуары, неожиданно для многих проявив незаурядный литературный дар. «Хорошо вечером в деревне. Мы идем с охоты. Оттепель, дорога мокрая, лужи. Пахнет лесом, талым снегом. Далеко в лесу кричит филин. На зеленом небе блестит Венера. В душу входит тайная отрада несказанных чувств, даров природы. А теперь скоро смерть… И одно я хотел бы — хотел бы пробудиться на мгновение и увидеть весну, только дивную весну печальной России».
Зинаида АрсеньеваВажно: Правила перепоста материалов