Уволена директор Зубовского института
Давление на петербургских специалистов продолжается
14 мая мы рассказали об открытом заседании коллектива Российского института истории искусств (РИИИ), иначе Зубовского института, на котором напряженно обсуждались перспективы дальнейшей жизни учреждения. Заседание чуть не переросло в стихийный митинг протеста. Беспокоила ученых перспектива реорганизации, слияния с московским Институтом культурологии и вероятное увольнение значительной части сотрудников.
Замдиректора департамента науки и образования Минкультуры Святослав Голубенко, присутствовавший на встрече, заверил, что министерство не планирует проводить реорганизацию института, а опасения сотрудников лишены оснований.
Реорганизации действительно не произошло, но 18 июня эта история получила иное продолжение: по приказу министра культуры Владимира Мединского была уволена директор института Татьяна Клявина из-за «вопросов к ней как к руководителю».
— Для меня это, конечно, не было неожиданностью, — говорит Татьяна Алексеевна. — Я знала о том, что это произойдет, еще с 29 октября, когда от моего имени было подано фальшивое заявление об увольнении. И накануне я полностью была готова к этому. Пришла телеграмма с указанием мне прибыть в министерство, когда кончится мой больничный лист. Ясно было, что тут вариант только один.
Мне предложили на выбор два варианта приказа об увольнении, оба уже подписанные Мединским: один — по собственному желанию, другой — по инициативе министра. Я выбрала второй вариант. В Европе вообще люди каждые пять лет оставляют пост ректора. Но не в таких обстоятельствах. Что делать - это жизнь в России. По существующим здесь правилам, директор учреждения не может так себя вести, не может переходить красную линию. Он просто должен исполнять указания учредителя. Если учредитель уничтожает его институт — ну и пусть уничтожает. Конечно, слияния с московским институтом прямо сейчас не будет. Все уже в курсе: и президент, и премьер. На какое-то время это оставлено. При новом директоре, скорее всего, и деньги дадут, и постараются исправить впечатление. Но потом, думаю, все равно продолжат, потому что замысел никуда не делся. Мне осталось забрать свои бумаги. Собираюсь отдыхать: я два года не была в отпуске.
Между тем 19 июня коллектив Зубовского института вновь собрался на открытое заседание для обсуждения сложившейся ситуации.
— К нам прибыл замминистра культуры Григорий Ивлиев. Он представил исполняющего обязанности директора: это проректор Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств Ольга Кох. Кажется, она даже подписала приказ о ее назначении. Завтра придет на работу, — сообщает секретарь РИИИ Елена Ермолаева. — Потом они ушли, а собрание продолжилось. Решали, как поступать в этой ситуации. Обстановка очень напряженная. Мы знали, что директора рано или поздно уволят, готовились к этому, знали всех, кого хотели поставить на пост директора. Противостояние с Минкультом идет уже девять месяцев. Мы прекрасно понимаем, что впереди — сокращение научных сотрудников. Сейчас у нас 80 человек. Если останется 50, нас просто не станет. Институт попросту уберут, как нерентабельное учреждение.
Как передает РИА «Новости», сообщение Ивлиева о новом назначении было встречено «криками протеста, а также запретом допуска Кох на территорию института». Искусствовед Марина Дмитревская заявила прессе, что «искусствоведческое сообщество Петербурга никакой Ольги Кох не знает». Дмитревская предположила, что министерство таким образом решило «порадеть родному человечку».