В Александринке-2 будут имплантировать Достоевского в матрицу Интернета
Худруки Александринки и БДТ Валерий Фокин и Андрей Могучий, вместе с и.о. ректора Санкт-Петербургской театральной академии Александром Чепуровым, боясь помешать строителям завершать отделочные работы в Александринке-2, пригласили журналистов в белоснежный конференц-зал одного из информагентств. Здесь и рассказали о творческой составляющей нового театрального комплекса.
Валерий Фокин много шутил, в том числе и в адрес новоиспеченного худрука академического БДТ Андрея Могучего, который, похоже, для Фокина, все еще любимый ученик. Могучий же был серьезен и сдержан. Отказавшись от привычных для него пространных рассуждений, сыпал афоризмами: «Хранить традиции можно и через их отрицание».
Фокин тоже выдавал перлы. На вопрос «Как он оценивает неосторожное заявление Могучего, что какое-то время он будет совмещать руководство БДТ и Александринкой-2», Фокин, улыбнувшись сказал, «художник имеет право на ошибку, в том числе и в своих высказываниях», а потом прибавил, что руководство БДТ – это не «летняя прогулка». А вот когда Могучий захочет «отдохнуть», то может прогуляться пять минут по Фонтанке, чтобы по «договору-подряду» потрудиться на новой сцене Александринки-2.
Вопреки ожиданиям, что уже сейчас будет объявлена строгая художественная программа Александринки-2, выяснилось, что надо потерпеть, по крайней мере, до 30 августа – традиционного сбора труппы Александринского театра. Тогда и будет предъявлена обещанная программа. Придется потерпеть и с объявлением имени руководителя Александринки-2, так как все смешалось в театральном мире, после того как министр культуры РФ Владимир Мединский неожиданно предложил Андрею Могучему возглавить театра им. Товстоногова.
Фокин не исключил вариант коллективного руководства Александринкой-2, прибавив, что на сегодняшний день важнее не найти нового лидера, а проверить на практике возможности чудо-центра, который вырос во дворах набережной Фонтанки. И Александр Чепуров настойчиво подчеркивал, что Александринка-2 - не только новая сцена, а триединое пространство: новой сцены, учебного центра и медиацентра. Возможности нового триединого центра уникальны, но их нужно упорно осваивать, и теперь важны не только красивые идеи, но и креативные кадры, а таких в театральном Петербурге совсем немного.
Как бы то ни было, 15 мая состоится Форум открытия Новой сцены Александринского театра. Публика впервые войдет в Александринку-2 и для начала совершит экскурсию по новому зданию – театральным залам, аудиториям, студиям, где будут кипеть проекты молодых режиссеров – участников творческой лаборатории Андрея Могучего, причем все они на свой лад постараются интерпретировать роман «Преступление и наказание». Заявлен эксперимент, суть которого (цитируем авторов сценария Форума открытия), «состоит в том, чтобы болезненные, кровоточащие идеи Достоевского имплантировать в матрицу Интернета, чтобы испытать и актуализировать их в современном мире». Вот такие «безбашенные» (цитируем Андрея Могучего!) эксперименты будет выдавать Александринка-2.
День открытия 15 мая в режиме нон-стоп будет наполнен лекциями, спектаклями, презентациями, а в финале вечера дадут и премьеру оперы Александра Маноцкого «Пророки». Суть ее в импровизации: семь неподготовленных непрофессиональных исполнителей будут исполнять волю некоего композитора-демиурга, повторяя звуки, что слышны в наушниках. Опять не откажем себе в удовольствии процитировать авторов сценария Форума Открытия новой сцены (режиссер, разумеется, Андрей Могучий): «Эти семеро превратятся в пророков некой высшей силы. Ведь пророки не выбирали свою участь, а были медиумами…»