Газета выходит с октября 1917 года Sunday 5 января 2025

В Екатерининском саду откушали слоников

Питерские гроссмейстеры сыграли турнир в шахматы под открытым небом

Если в Москве «на фоне Пушкина снималось семейство», то в Питере у памятника Екатерине II прежде регулярно собирались шахматисты. Старая добрая традиция получила новый импульс — в минувшее воскресенье корифеи невских шахмат под открытым небом на скамейках в сквере возле Невского проспекта разыграли призы Турнира памяти мастера спорта СССР Генриха Чепукайтиса — 10 лет назад наш виртуоз-блицер ушел из жизни.

За доски в минувшее воскресенье сели 32 шахматиста.

Идея расставить столики в Екатерининском саду и усадить за них самых известных в Петербурге игроков пришла организаторам турнира «по мотивам» одного недавнего флешмоба на Дворцовой площади — там сыграли партию живыми фигурами, управляли которыми гроссмейстеры Никита Витюгов и Валерий Попов.

— Тот флешмоб подготовили люди, которые не имели отношения к шахматам, и, с моей точки зрения, сделали акцию немного непрофессионально, — размышлял в беседе с корреспондентом «ВП» устроитель многих шахматных соревнований (в частности, вечёркинского блица) Александр Соцкий. — И мы учли возможности использования парковой территории для игры в шахматы, пригласили всех ведущих в городе гроссмейстеров, а также тех любителей, которые играли в Катькином садике еще до запрета.

Ленинградские блицеры много лет играли здесь на деньги — ставка, вспоминают старожилы, составляла рубль за партию.

— Одно из самых первых впечатлений по приезде в Ленинград я получил именно здесь, — продолжил Соцкий. — Я учился тогда в восьмом классе и пришел с мамой в этот сад. На лавочке стоял комплект шахмат, рядом с доской сидел пожилой вальяжный и немного подвыпивший мужчина, который явно поджидал «клиентов». Я подошел, спросил: «Дяденька, можно сыграть?» — «Ты что, мальчик? — ответил он. — Разве ты не знаешь, что мы тут играем на деньги?» Тогда меня аж передернуло: как можно опорочить такую игру? Но время шло — приоритеты поменялись.

Для многих питерских студентов Катькин садик был местом, где можно получить с игрой солидную прибавку к стипендии. Сам Генрих Чепукайтис был охоч до блица.

Генрих Михайлович часто играл с международным мастером Владимиром Карасевым. Однажды их матч в блиц, который проводился в Екатерининском саду, в парке Дворца пионеров и школьников имени Жданова и в ресторане «Метрополь», шел с небольшими перерывами на сон аж трое суток!

— В юности мы часто сражались в шахматы на открытом воздухе. Я, например, ездил в ЦПКиО, — вспомнил Владимир Карасев. — Там оборудовали веранду, на которой еще в 1950-е собирались любители и мастера, проводили турниры. Ставка была по рублю, по два за партию. Но если я неизвестно во что там играл больше — в шахматы или в настольный теннис, то для Генриха Михайловича блиц был настоящей страстью!

Теперь ставки, естественно, намного выше. Призовой фонд турнира составил около 80 тысяч рублей. Первый приз — 30 тысяч (второй и третий — соответственно 20 и 10 тысяч, не считая женских и подарков для низкоквалифицированных игроков). Впрочем, почтить память Генриха Чепукайтиса пришли практически все лучшие шахматисты на берегах Невы — гроссмейстеры семикратный чемпион России Петр Свидлер, чемпион мира в команде Никита Витюгов, Максим Матлаков, Максим Новик, Евгений Алексеев, Ирина Судакова, Анастасия  Боднарук и другие. Всего 32 игрока, которые в 11 туров по швейцарской системе выявили победителя.

Не задалась сперва игра у Свидлера — он проиграл партию Олегу Орлову, а в партии с Ириной Судаковой поначалу (к удивлению обоих) зевнул пешку. Не исключено, что Судакова растерялась: уступила. Петр стал разыгрываться. К восьмому туру Свидлер, обыграв прежнего лидера Евгения Алексеева, сам вышел в лидеры. Правда, с Никитой Витюговым его партия закончилась вничью. Они в итоге и набрали больше всех очков, однако Свидлер выиграл по дополнительным показателям. Алексеев занял третье место, среди женщин лучшей оказалась Анастасия Боднарук.

↑ Наверх