В Китайском дворце отреставрировали Переднюю
Теперь посетителям доступны для обозрения семь залов знаменитого дворца, который Екатерина вторая называла шкатулкой с драгоценностями
В Ораниенбауме был по этому случаю праздник, на котором побывали и корреспонденты «ВП».
При входе во дворец стоит огромная корзина с бахилами. Каждый посетитель, независимо от ранга, должен надеть их. Ведь пол из наборного паркета, выполненный по эскизам Антонио Ринальди, — произведение искусства.
— Осторожно! Очень скользко! — предупреждают нас заботливые смотрительницы.
Обращает на себя внимание их элегантность. Они одеты в музейную униформу — черные жилеты, на лацканах которых вышита эмблема ГМЗ «Петергоф», и черные же брюки. А вот белые блузки у всех — разные.
Благодаря реставраторам у Китайского дворца «голова и ноги» — сухие.
Голова и ноги — сухие
И правда скользко! Будто в гололед на петербургских улицах. Но до чего же красив этот скользкий паркет, выполненный по рисункам Антонио Ринальди.
Перед реставрацией паркет сначала изучался, в специальных лабораториях устанавливалась порода использованной древесины. Ромбы сделаны из лиственницы, трельяжная сеть — из палисандра, листья — из лимонного дерева. Присутствует красное и розовое дерево, карельская береза и даже такое необычное для России дерево, как черная пальма.
Поскольку Ринальди задал всем последующим поколениям загадку, построив дворец без фундамента, главной задачей реставраторов было изолировать пол от воды. Сейчас существуют технологии, позволяющие убирать влажность. Разрабатывались методики не сразу: с 2006-го по 2009-й проводились натурные исследования, а в 2009 году началась реставрация в первых четырех залах: Зале муз, Голубой гостиной, Стеклярусном кабинете и Большой антикамере. Были приподняты полы, все паркеты поставлены на специальные щиты, при помощи современных технологий выполнена герметизация.
В Зале муз под полом нашли бутылку с посланием потомкам, оставленную советскими реставраторами, работавшими здесь в 1962 году. Забавно, что это бутылка из-под водки.
Сегодня каждый зал приходится реставрировать отдельно, поэтому работы проводятся поэтапно.
Кстати, не так давно была заменена и крыша Китайского дворца. Так что теперь, как шутит его хранитель Татьяна Сясина, «голова и ноги — сухие». Действительно, атмосфера во дворце заметно улучшилась — здесь тепло, нет сырости.
В Зале муз.
Красота требует жертв
Везде царит полумрак, шторы задернуты, свет мягкий, приглушенный, и коллеги жалуются, что им сложно фотографировать. Но нам объясняют, что яркий свет может повредить интерьерам.
Розовую гостиную и Гардеробную открыли год назад, но комнаты были пустыми. И сейчас мы впервые увидели эти залы с мебелью, которая вернулась после реставрации.
В Розовой гостиной стоит гарнитур русской работы
XIX века. Все предметы заново перетянуты шелковой тканью, изготовленной в московских мастерских. Ткали на станках XVIII века, по старинным технологиям. За смену одна мастерица могла соткать лишь шелковую полосочку длиной примерно 45 см и шириной 7 — 8 см. Представьте себе, сколько же времени понадобилось, чтобы перетянуть этот гарнитур.
В розовую гостиную вернулся гарнитур специально сделанный для нее.
В зале сейчас стоят очень красивое бюро с множеством ящичков, декорированное в технике маркетри, два полушкафа, украшенные цветочными композициями, на них — великолепные канделябры XIX века из фарфора.
В Гардеробной появились три кресла, которые стояли там еще при Екатерине Великой. Эта комната имела сугубо бытовое назначение. Ведь гости, прибывающие в Ораниенбаум, должны были привести себя в порядок, чтобы блистать на приеме.
Сейчас в Гардеробной появились туалетные столики, на которых разложены атрибуты, необходимые каждой даме галантного столетия. Это веер, табакерка, мушечница (для мушек — пикантных искусственных родинок). И даже такой экзотический для нас предмет, как чесалка на длинной ручке. Дело в том, что дамы носили сложнейшие прически из собственных и искусственных волос. Чтобы создать такую прическу, требовалось много времени и сил. Потому спали на специальных валиках, чтобы сохранить прическу как можно дольше. Но голову иногда хотелось почесать. Для этого и служили чесалки, пользоваться которыми не возбранялось даже прилюдно, в обществе.
Мылись тогда тоже не столь часто, как сегодня. Потому не обойтись было без ароматницы. В Гардеробной можно полюбоваться фарфоровой ароматницей в виде белых цветов калины, которая как раз цветет сейчас в садах Петербурга.
Важным событием в ГМЗ «Петергоф» считают возвращение в Стеклярусный кабинет мозаичного консольного столика.
Голубая гостиная.
Дух мелочей, прелестных и воздушных
И вот наконец мы переходим в Переднюю, интерьер которой только что отреставрирован.
Передняя была одним из главных залов Китайского дворца. Антонио Ринальди считал, что эта комната должна выполнять роль заглавия ко всем последующим интерьерам дворца.
Великолепный живописный плафон на потолке создан на тему «Аполлон и изящные искусства». Долгие годы считалось, что его автор — Стефано Торелли. Но не так давно было доказано, что авторство принадлежит Якопо Гуаране.
Серафино Бароцци создал на стенах изящные декорации. Кажется, что перед тобой лепные композиции — медальоны, птицы. Но это иллюзия, созданная средствами живописи. Все украшено цветами, гирляндами, прихотливо извивающимися, воплощающими сам дух эпохи рококо — изящный, капризный, легкомысленный.
В Передней теперь стоят резные золоченые столики, выполненные петербургскими мастерами в стиле шинуазри (китайском). В орнаменты, которые украшают столы, вплетены иероглифы, символизирующие счастье и долголетие. Конечно, это китайский стиль в понимании европейцев, которым Китай представлялся экзотической страной, полной волшебства.
Реставрация Китайского дворца продолжается. Когда мы рассматривали Переднюю, из-за плотно закрытой двери, ведущей в соседний — Большой — зал, доносился шум. Открыть этот зал обещают к концу сезона.
Мозаичный консольный столик занял свое место в Стеклярусном кабинете.
Справка «ВП»
Масштабная реставрация Китайского дворца началась в 2009 году, после вхождения Ораниенбаума в состав ГМЗ «Петергоф». Первый этап завершился в 2011 году, когда были представлены четыре зала: Большая антикамера, Зал муз, Голубая гостиная и Стеклярусный кабинет.
В июле 2014 года открытием еще двух залов — Розовой гостиной и Гардеробной — завершился первый этап второй очереди реставрации.
Сейчас продолжается второй этап реставрационных работ. Передняя уже готова, работы в Большом (Круглом) зале планируется завершить к концу сезона. На очереди — Галерея.
Третий этап включает в себя работы в Штофной опочивальне, Будуаре, Кабинете Павла Первого и помещениях второго этажа. Открыть эти залы планируется в 2016 году.
В 2017 году должна начаться последняя очередь реставрации, в рамках которой будут восстановлены восемь залов: Сиреневая гостиная, Малый и Большой китайский кабинеты, Малая антикамера, Китайская опочивальня, Туалетная, Портретная и Кабинет Екатерины.
Метки: Музейное дело Реставрация
Важно: Правила перепоста материалов