В Кунсткамере прошла церемония «раздевания» японского меча
Клинок теперь будет отдыхать тысячу лет
Посетители Музея антропологии и этнографии стали свидетелями уникальной церемонии — «переодевания» японского меча XIV века. Так почтительно проводили старинный клинок, который долгое время был недооценен, из выставочного зала в мастерские. В России эта церемония прошла впервые.
До недавнего времени сотрудники Кунсткамеры даже не догадывались, что за сокровище хранится у них в запасниках. Знали, что этот японский меч — старинный, что он был подарен цесаревичу, будущему императору Николаю II, во время его кругосветного путешествия. А после возвращения на родину цесаревич передал все подарки на хранение в Кунсткамеру. И вместе с другими подарками его положили в хранилище. Где он и пролежал на полке почти 130 лет.
По словам главы Российского общества сохранения японских мечей Юрия Аистова, когда стало известно, что в запасниках Кунсткамеры хранится меч XIV века, то захотелось на него взглянуть. «Когда у меня появилась информация, что такой меч существует, то мы договорились: нас под большим секретом пустят в запасники и покажут клинок», — рассказывает Юрий Аистов. Вместе с ним в секретную кладовую разрешили войти и одному из членов совета директоров Общества сохранения японского мечта Нобуо Симаде.
Когда Нобуо Симада взял в руки клинок, то чуть не потерял дар речи. Он с удивлением обнаружил, что держит в руках реальное сокровище — исторический клинок, имеющий мировую ценность, сделанный великим японским мастером. При этом выяснилось, что все эти годы меч хранился неправильно. Он лежал в металлических ножнах, что делать было нельзя.
По словам г-на Симады, никто из нас не может носить постоянно парадный костюм. «Для меча парадная оправа — тот же парадный костюм, но клинку удобнее храниться в деревянной оправе», — заявил он. Последствия «ношения парадного костюма», кстати, уже сказались на качестве клинка. Эксперты говорят, что на его лезвии появились макроскопические трещины.
В России опыта обращения и восстановления старинных японских мечей нет. Нет и специалистов такого уровня. Но так как никто бы не разрешил вывозить меч для восстановления в Японию, то было решено, что японские мастера специально приедут, чтобы провести все необходимые процедуры по сохранению клинкового оружия.
На какое-то мгновение один из залов Кунсткамеры превратился в зрительный зал. Только главным действующим лицом здесь был японский клинок. В полнейшей тишине мастер Симада касался меча только в белых перчатках. Когда выверенным четким жестом он снял рукоять, то на лезвии стала видна подпись создателя — знаменитого японского кузнеца, работавшего в XIV веке для императорского двора. После процедуры «раздевания» клинок бережно уложили в правильные ножны — из магнолии, которая сушилась более 30 лет. Эксперты говорят, что это дерево особенно подходит для хранения оружия, так как оно не окисляет металл. «Клинок теперь будет отдыхать», — заметил господин Симада. А для того чтобы парадная оправа клинка тоже правильно хранилась, для нее был изготовлен деревянный вкладыш — точная копия клинка, также выполненная из дерева магнолии. По расчетам, теперь клинок и ножны могут пролежать в таком «одеянии» тысячу лет.
По словам Нобуо Симады, меч в Японии — это не только оружие. Это часть традиционной духовной культуры страны. Вместе с яшмой и зеркалом меч является одной из регалий японского императора. Меч, чуть выдвинутый из ножен, кладут на грудь умершего, чтобы он стал для него оберегом, а традиция создания мечей является в Японии неотъемлемой частью культуры.
По его сведениям, в Японии сейчас находится около 100 тысяч мечей, 900 из которых относятся к категории национальных сокровищ и важных предметов достояния. И все они имеют и парадную оправу, и деревянный чехол для хранения. За пределами страны больше всего японских мечей разных эпох в США, также они есть в Германии и Франции. В этих странах тоже проводились церемонии «переодевания», аналогичные нынешней. В России церемония «переодевания» меча проводилась впервые.