В Литве ждут нашего нашествия
Гостеприимство развернуто в сторону россиян и белорусов: летом они составляют 70% отдыхающих Паланги
Помог великий смог
В советские времена литовские курорты были модной домашней заграницей. На пляжах и променадах Паланги, на Куршской косе всякое лето приветствовали друг друга завсегдатаи: представители интеллигентных профессий Ленинграда и Москвы — юристы, переводчики, стоматологи, преподавательский состав вузов. Затем дорога к дюнам была занесена ветром переустройств постсоветского пространства. Освежить память о ней внезапно помог великий смог 2010 года. В лето того года, когда горели подмосковные торфяники и коричневое марево столицы перевалило через Валдай, дойдя до невских берегов, сознательные отцы семейств нашли способ эвакуации чад и домочадцев: на свежие просторы Балтики.
В 2013 году возобновлены пассажирские перелеты Петербург — Вильнюс.
— Новое поколение российских туристов нашло Палангу, когда был смог в Москве, — рассказывает сегодня мэр этого города-курорта Шарунас Вайткус. — С тех пор везут семьи с детьми, с няньками. Плюс поехали те, кто испытывает ностальгию по советским временам.
Из Москвы прибывают самолетами, из Петербурга автомобилями либо автобусами через Вильнюс, куда ходят поезда с Витебского вокзала. По словам мэра, теперь летом в Палангу приезжают до 100 тысяч человек — при 17 тысячах местного населения. Каждый год открываются одна-две новые гостиницы, а всего их более 70 на любой кошелек. По-прежнему популярен «частный сектор».
— Люди любят общаться с местными жителями, — говорит Шарунас Вайткус.
Центр Клайпеды: Театральная площадь и скульптура «Анике из Таравы».
Меморандум чести
Мэр затрудняется ответить на вопрос, сколько денег оставляют россияне в Паланге и каков средний чек суточного пребывания. Говорит, чек очень разный. Москвичи способны оставить и до 250 — 300 евро в сутки. До 2015 года в Литве рассчитываются литами (обмен: примерно 65 литов за 1 тысячу русских рублей, за один евро надо отдать около трех с половиной литов). Затем Литва, член Евросоюза, переходит на евро. Надеются, скачка цен при этом не произойдет.
— В Паланге создана специальная комиссия по пересмотру цен: чтобы те были переведены адекватно. Будет заключен меморандум чести предпринимателей: чтобы не завышали, — рассказывает Шарунас Вайткус.
По его словам, конкуренция среди гостиниц высока, много акций и скидок. Вне сезона даже новый люксовый отель «Паланга» стоит 120 евро в сутки. Этот 5-звездный отель — достижение новой архитектуры. Внутри он в пластике качающихся палуб и весь начинен спа-аппаратурой, во дворе у него заглубленная в землю крестьянская баня с насыпной земляной крышей. Это символ домов Паланги, вросших в многовековой культурный слой, — литовские архитекторы радуют креативом. При этом здесь строгие правила высотности: не более пяти этажей, чтобы не нарушать традиционный пейзаж.
Ларьки с копченой рыбой — во множестве есть в Паланге.
Говорим по-русски
С мэром журналисты из разных регионов России встретились в пресс-туре, устроенном департаментом по туризму министерства экономики Литвы. Республика заинтересована в возвращении россиян на свои курорты и к достопримечательностям. Россиянам эта ближняя европейская заграница комфортна тем, что не надо комплексовать из-за слабого знания иностранных языков. Вывески в туристических местах — по-русски, в магазинах этикетки с составом продуктов также не только по-литовски, но и по-русски. Всюду поймут. По словам мэра Паланги, летом 70 процентов гостей курорта — россияне и белорусы. Гостеприимство развернуто именно в сторону нашей публики.
Белорусы, к слову, ездят в Литву, как петербуржцы в Финляндию, — им от границы 30 км до Вильнюса. И также распространены шоп-туры за продуктами, всякой бытовой мелочью и б/у техникой.
Приграничье
С юга — Белоруссия, с севера — клин России: эксклав Калининградской области. С последней поделена Куршская коса, объект всемирного наследия ЮНЕСКО. «Освоение человеком этого узкого песчаного полуострова, имеющего протяженность 98 км и ширину от 400 м до 4 км, началось еще в доисторические времена. Коса подвергалась также воздействию природных сил — ветра и морских волн. Сохранение этого уникального культурного ландшафта до наших дней стало возможным только благодаря непрекращающейся борьбе человека с процессами эрозии (закрепление дюн, лесопосадки)», — сообщает ЮНЕСКО.
В старину двери домов состояли из двух горизонтальных частей: бывало так, что к утру можно было выбраться наружу только через верхнюю — низ дома подпирало песком. Случалось не раз, что песком заносило всю деревню и люди строились на новом месте.
Литве принадлежат почти 50 км Куршской косы. Все административное поселение называется Нерингой. Как рассказал журналистам мэр Неринги Дарюс Ясайтис, при двух с половиной тысячах постоянных жителей Неринга принимает в курортный сезон от 400 до 600 тысяч туристов. Большинство — пассажиры круизных судов по Балтике, заходящих в Клайпеду. На полуостров попадают паромами, далее следуют автобусами — их до 14 в летний день. Только за пару летних месяцев паромами прибывают до 64 тысяч автомобилей.
— А Куршская коса такая маленькая — ведь это ювелирное изделие, — говорит Дарюс Ясайтис. — Очень много людей в Литве не хотят моста на полуостров, постройка которого намечена на 2020-е годы.
Свой «Охта-центр»
Нагрузка на полуостров может увеличиться, если будет построен мост со стороны Клайпеды. Сейчас в Литве — время таких дискуссий об этом строительстве, что по накалу их можно сравнить с петербургскими дебатами о небоскребе «Охта-центра» на берегу Невы. Мост лоббируется теми, кто заинтересован в расширении судоходства, — им мешает медлительная паромная переправа поперек основного пути из клайпедского порта. Возражения оппонентов проекта: с мостом не только исказится пейзаж и Куршскую косу исключат из реестров ЮНЕСКО, но и весь полуостров превратится в транзитную трассу для транспортного потока Клайпеда — Калининград. Пока же эта трасса — заповедная дорога с платным въездом (30 литов за сутки) и с «ежикоходами»: многочисленными подземными тоннелями для зверья. С 10 вечера в Ниде, центре Неринги, вообще запрещено передвигаться на автомобилях, лишь местные жители имеют право подъезда к своим домам.
— Мы думаем вообще закрыть город для транспорта, — делится мэр Неринги. — В советское время в него можно было заехать, только чтобы разгрузить вещи у отеля. Лучше, если гости будут пользоваться велосипедами.
При этом в литовской части Куршской косы есть аэропорт.
— Он был построен для Косыгина, — Дарюс Ясайтис упоминает председателя Совета Министров СССР в 1964 — 1980-х годах. — Косыгин имел здесь свою виллу. Она не сохранилась. Жаль, мог бы быть музей.
Музея Косыгина нет, но есть Музей Томаса Манна. В нем подлинных вещей нет, но можно прийти к избе писателя на крутом обрыве дюны, посмотреть в морскую даль и задуматься над тем, почему именно в этой части Литвы в начале 1930-х годов легендарный лауреат Нобелевской премии по литературе работал над романом-тетралогией «Иосиф и его братья».
В мае жители Паланги семьями выходят на пирс ловить бычка.
Выдающаяся рыбалка
Из современных именитых резидентов Неринги мэр называет экс-мэра Москвы Гавриила Попова: у него здесь немного недвижимости. Попов приезжает в Нерингу на рыбалку: та здесь выдающаяся. С одной стороны Куршской косы соленая вода Балтики, с другой — пресная вода Немана. С моря в изобилии ловятся палтус и камбала, с реки судак и прочие пресноводные — уникальный, двойной рай для рыболова. Лицензия для ловли на удочку стоит 5 литов в сутки или 30 литов на год.
Платная рыболовля — и в Паланге, где мы застали путину бычка. В майские дни здесь весь пирс в рыбаках, у каждого на леске по три крючка, ловят бычка на креветку и куриные потроха. Средний улов — 18 кг за 6 часов. Этот весенний азарт приходит на смену зимнему, когда ловят корюшку. Петербуржца в Паланге ждет открытие, что корюшка вовсе не эксклюзив невских берегов, как и бычок — не одесский специалитет. Оказывается, она и бренд литовского курорта, где каждое третье воскресенье февраля проводят фестиваль корюшки.
— Праздник корюшки — это визитная карточка Паланги, — узнали мы от мэра Шарунаса Вайткуса.
Цветы в старых лодках — модная деталь загородного ландшафтного дизайна Литвы.
Камышовые крыши
Из того, что не водится в России, — камышовые кровли. Такая крыша восстановлена на доме Томаса Манна, на загородных ресторанах. Как нам пояснила наш гид Надежда Буто, это самые дорогие из крыш, они считаются элитными. Могут служить до полувека: камыш воду не впитывает, не промокает, не гниет.
Дом Томаса Манна с камышовой крышей воссоздали на Куршской косе.
В Паланге мы приметили и исторические деревянные дома, крытые дранкой — или лемехом, как еще говорят в России. Все натуральное, подлинное ценится. Пригородный дизайн может подать не одну идею владельцам дачных участков: это цветы в бочках и в старых лодках, включенная в интерьеры разная крестьянская утварь — Литва всегда славилась своим дизайном. Разумеется, на всем пути не встречали глухих заборов, а также изб, зашитых пластиковым сайдингом. Деревянные дома и домишки выкрашены сочными красками, а цвет Паланги — красный с синим, и повсюду благоухает сирень.
Что попробовать на вкус?
«Шалтибарщай» — традиционный литовский холодный свекольный суп. Делается на кефире, подается с горячим картофелем в мундире вместо хлеба. Вместе с ним отлично идут литовское сало и копченые сыры.
Борщ и сало — гордость литовской кухни.
Рецепт изготовления вдали от Литвы: 100 г вареной или маринованной свеклы, 2 свежих огурчика, несколько перьев зеленого лука, горсточка свежего укропа, соль по вкусу — все, мелко нарезанное, заливается 500 граммами жирного кефира. Разливается по тарелкам, в каждую добавляются дольки крутого яйца. Картофель посыпается укропом.
Янтарь в Литве — не только поделочный материал, но и целебное сырье. Из него делают янтарную настойку.
Ближайшие события в Клайпеде
6 — 8 июня — XX Джазовый фестиваль: звезды со всего мира и музыканты Литвы дают бесплатные концерты.
23 июня — Йонинес, традиционный праздник летнего солнцестояния.
24 июня — Фестиваль карильонной музыки.
В Паланге
20 — 22 июня — фестиваль бани «Янтарная Балтия» на пляже у пирса: на берегу моря разобьют банный городок.
23 июня — также Йонинес.
Метки: Путешествия Из первых рук Музейное дело Рыболовство
Важно: Правила перепоста материалов