Газета выходит с октября 1917 года Wednesday 24 апреля 2024

В Михайловском замке открылась выставка «400-летие Дома Романовых»

Историю России можно увидеть в портретах и лицах

Выставка, состоящая в основном из парадных портретов императоров и великих князей, не отражает всю сложность российской истории во время 300-летнего правления династии Романовых. Да и история самой династии словно остается за кадром, никак не отражаясь в парадных портретах.


А ведь история эта полна славных побед и сокрушительных поражений, заговоров, дворцовых переворотов, интриг, предательств, но и также искренних забот о благе государства, образовании и просвещении народа, призрении сирот и вдов…

Драматизм выставке придает лишь место, где она разместилась, — романтический Михайловский замок, который со времен убийства Павла I таит в себе нечто зловещее, какую-то темную энергию, сохраняющуюся на месте преступления долгое время.

Основой выставки стала постоянная экспозиция «Лица России», открывшаяся еще в ноябре прошлого года. Вернее, та ее часть, которая посвящена портретам императоров и великих князей. Если вы еще не видели «Лица России», стоит прийти в Михайловский замок. Ну а тем, кто видел, можно посоветовать обратить внимание на новые экспонаты (хотя их не так уж много). Заслуживает внимания висящее на парадной лестнице Михайловского замка громадное полотно Григория Угрюмова «Призвание Михаила Федоровича Романова на царство 14 марта 1613 года», приведенное в порядок реставраторами к выставке. Картина была написана в 1798 - 1799 годах для Михайловского замка и запечатлела один из важнейших эпизодов русской истории. «После тягот годуновского правления, череды «Лжедмитриев», польской, литовской, шведской интервенции, внутрирусского социального разброда — всех примет Смутного времени — очевидной стала угроза самому существованию страны… В январе 1613 года собрался Земский собор первоначально из 700 участников, среди которых были так называемые черносошные крестьяне.

Итоговый документ — «Утвержденную грамоту» — подписали 277 человек. А 21 февраля с Лобного места соборники спросили народного совета и было объявлено, что «…государем оприч Михаила Федоровича Романова-Юрьева, никак никому не быти…», — рассказывает заведующий отделом живописи XVIII - первой половины XIX столетия Григорий Голдовский. Стоит посмотреть на выставленное в витринах собрание миниатюрных портретов российских императоров и великих князей, выполненное французским художником Жаном-Анри Беннером. Эти миниатюры он написал в 1816 - 1825 годах по заказу российского Императорского двора.

Портреты из «беннеровских» серий существуют и в других музеях России — в Эрмитаже, Павловском и Гатчинском музеях-заповедниках, в московском Историческом музее. Но только Русский музей обладает полным собранием (24 миниатюры). И это уникальное собрание миниатюрных портретов, «одетых» в оригинальные рамы, разработанное самим художником, привлекает публику. На вернисаже именно у миниатюр толпились зрители, причем многие демонстрировали поразительные знания, рассказывая друг другу биографии императоров и великих князей в мельчайших подробностях. А меня озадачил парадный портрет императрицы Марии Федоровны, супруги Александра III, написанный Владимиром Маковским в 1912 году. Родилась она в 1847 году. Выходит, в 1912 году ей было уже 65 лет. А с портрета смотрит молодая красавица. Ларчик просто открывался. Художник писал императрицу не с натуры, на портрете она запечатлена в день свадьбы, в парадном одеянии — шитом золотом и серебром платье с длинным шлейфом, богато украшенной жемчугами диадеме.

Мария Федоровна — одна из немногих Романовых, которая уцелела после 1917 года, вовремя уехав из России в Данию, где и прожила до глубокой старости. Привыкшей к роскоши российского Императорского двора, ей было нелегко адаптироваться к скромному, почти аскетичному стилю жизни своих датских родственников. Однажды король Дании Кристиан X упрекнул ее в том, что она жжет слишком много электричества — счета зашкаливают. И тогда Мария Федоровна, ему назло, вызвала камердинера и приказала зажечь все лампы на своей половине дворца.

Она была женщиной с сильным характером, и если бы слабовольный ее сын Николай II внимал советам матери, то история России, вполне вероятно, пошла бы по другому пути.

Но случилось то, что случилось. История династии Романовых, начавшаяся с Михаила, завершилась Николаем II. Вот он, на неважном портрете Эрнеста Липгарта, написанном в 1914 году, — в парадной гусарской форме, которая кажется особенно нелепой в сравнении с формой немецких солдат Первой мировой войны — простой, приспособленной к боевым условиям. Стоит в неуверенной, какой-то неустойчивой позе, а взгляд кажется затравленным…

Мы отмечаем 400-летие Дома Романовых, но, собственно говоря, в последний век существование династии было лишь виртуальным. Однако мы не забываем о тех, кто когда-то правил полумиром. Как сказал один из гостей вернисажа, Россия до сих пор живет тем наследством, которое оставили Романовы. Да и сам Русский музей обязан существованием Николаю II, основавшему его 115 лет назад впамять своего отца императора Александра III. Директор Русского музея Владимир Гусев, открывая выставку, обратился к собравшейся публике со словами: «Что такое 400-летие Дома Романовых? Это 400 лет российской жизни во всех проявлениях. А это значит, что вся экспозиция Русского музея тоже посвящена 400-летию Дома Романовых».

↑ Наверх