В Музее истории религии откроют тайны масонства
Теперь раритеты доступны и нашим посетителям, но в особом формате
«Если начинать фразу со слов «Вот у нас, масонов…», все начинают слушать гораздо внимательнее» — эта шутка ходит сейчас в Интернете.
Шутки шутками, но все, что связано с масонством, вызывает повышенный интерес. Еще бы. В течение многих веков они держатся особняком и не выдают своих тайн непосвященным. Поговаривают, что они стоят за кулисами многих мировых событий.
Узнать об истории масонства, их символике, ритуалах теперь можно в Музее истории религии, в фонде открытого хранения масонской коллекции.
В витринах — различные масонские шпаги, многие из которых выставляются впервые.
Новый формат музейной работы
В Петербурге сегодня существует несколько фондов открытого хранения. Наиболее известно фондохранилище Эрмитажа в Старой Деревне. А также фонд открытого хранения скульптуры в Михайловском замке Русского музея. Для Музея истории религии это первый опыт. Решили выбрать масонскую коллекцию, справедливо сочтя, что этот материал, несомненно, привлечет публику.
Летом этого года вещи из уникальной масонской коллекции петербургского музея демонстрировались на выставках в Твери и Торжке. Успех было колоссальный.
✓ Посещение фонда открытого хранения «Масонская коллекция» будет осуществляться только по выходным дням в составе экскурсионных групп (не более 10 чел.) по предварительной записи.
✓ Дополнительная информация и запись на экскурсии — в научно-просветительском отделе музея, тел. (812) 314-58-38.
Масоны стучат молотками
За бронированной дверью, снабженной несколькими степенями защиты, — две маленькие комнатки без окон. А масонских предметов очень много, поэтому долго находиться здесь тяжело. Словно они излучают энергию (по моим ощущениям — несколько зловещую), которая сгущается в этом замкнутом пространстве.
В фонде представлена лишь незначительная часть масонской коллекции музея, насчитывающей тысячи экспонатов. Организаторы выбрали в основном предметы декоративно-прикладного искусства.
В первом зале — образцы ритуальной посуды с масонской символикой и ритуальные молотки, которые используются при ритуалах в ложах. Масоны говорят, что они не работают, а стучат молотками. Это пошло от каменщиков, которые именно с помощью молотков обтесывали камни, возводили строения. Терминология сохраняется по сей день. Молотки используются в масонских ритуалах. Они находятся в распоряжении управляющего ложей и двух надзирателей, которые избираются всеобщим голосованием. Это своего рода знак, атрибут управляющего ложей.
Впервые выставлены в таком объеме шпаги и печати.
В двух комодах можно выдвигать ящики, чтобы посмотреть различные масонские знаки. Многие из них тоже выставляются впервые. Раньше они хранились в коробочках завернутыми в специальную бумагу — для лучшей сохранности. А сейчас их можно рассматривать, получая комментарии от экскурсовода.
Черепа, кости, пеликан и роза, распятая на кресте
Очень интересна символика масонства. В фонде представлены масонские ленты: нашейные, застегивающиеся на затылке и спускающиеся треугольником, и перевязи. Цвета имеют символическую основу. В иоанновских градусах, первых трех — ученик, подмастерье, мастер, к примеру, преобладает голубой цвет. Ленты смонтированы на специальных планшетах таким образом, чтобы показать и оборотную сторону перевязи. Там часто можно увидеть череп, кости и звезды. Во время траурных лож они выворачивались наизнанку, таким образом облачение вольного каменщика становилось траурным. Так делалось, когда они прощались с одним из своих братьев.
Один из символов масонства — пеликан, кормящий птенцов собственной кровью.
Исторически масонство восходит к строителям — каменщикам, трудившимся над возведением соборов в XII — XIV веках. Со второй половины XVIII столетия, когда появляются высокие степени посвящения — рыцарские, возникает и другая символика. Появляется пеликан — птица, которая питает птенцов своей кровью, роза, распятая на кресте, терновый венец. Эти знаки мы видим на запонах, на воротниках. Христианские образы активно вторгаются в масонскую символику высоких степеней посвящения. Всего существует 33 степени.
Прямая речь
Куратор проекта и знаток масонства Марина Птиченко ответила на несколько вопросов корреспондента «ВП».
— Скажите, пожалуйста, отчего в мире так велик интерес к масонству? Постоянно муссируется тема о масонских заговорах, говорят, что миром правят масоны…
— Я бы не сказала, что в мире так уж велик интерес к масонам. Это в нашей стране он велик, потому что тема была долгое время под запретом, многие музеи, располагающие масонскими коллекциями, никогда их не выставляли. А сейчас многие музеи показывают свои коллекции. Недавно Эрмитаж сделал большую выставку, посвященную масонству, в Русском музее есть коллекция. В будущем году планируется большая выставка о масонстве в Москве, часть наших предметов отправится туда.
— Не так давно в Гатчине, в Приоратском дворце, прошла выставка, посвященная Павлу Первому, там были масонские предметы...
— Что касается Павла, участие его в масонских работах весьма сомнительно. В его случае надо говорить о Мальтийском ордене. Это разные вещи. Часто путаются, говорят, что Павел был масоном. Так вот, Павел не был масоном! Хотя масоны очень хотели, чтобы он возглавил ложу, предпринимали усилия.
— Существует версия, что Александр I был масоном…
— Это тоже под большим вопросом. Говорят, что во время военных действий он был принят в какую-то военно-походную ложу. Говорят даже, что Петр Первый за границей был посвящен в масонство. Но это всего лишь слухи. Нет документов, подтверждающих это. А ведь известно, что масоны очень аккуратно вели свои архивы. Сохранились, например, архивы, на основе которых была составлена большая энциклопедия по русскому масонству с XVIII по XX век. Среди декабристов были люди, состоящие в ложах, но постепенно они отошли от этого движения и организовали собственные общества.
— Чем занимаются масоны? Стучат молотками? Правят миром?
— Сами они говорят, что занимаются широкой благотворительной деятельностью — это то, что вовне. А то, что внутри, — самосовершенствованием, самовоспитанием.
— Назовите, пожалуйста, несколько зданий в Петербурге, в отделке которых использована масонская символика.
— Классический пример — Казанский собор, на котором изображено всевидящее око — распространенный масонский символ. А самое масонское место в Петербурге — Елагин остров. Потому что Иван Перфильевич Елагин во второй половине XVIII века возглавлял масонское движение в России, и братья нередко там собирались. Если кому-то хочется подышать воздухом масонства, советую отправиться на Елагин остров.
Череп и кости — напоминание о бренности всего сущего.
Справка «ВП»
Не все масонские символы так возвышенны и загадочны, как роза и крест или пеликан. В символы возведены и, казалось бы, самые прозаические предметы — мастерок, угольник, молоток, циркуль, передник (запон)... Почему?
Чтобы понять это, нужно вспомнить библейскую легенду о Хираме, которая лежит в основе масонства.
Царь Соломон поручил архитектору Хираму построить храм. Тот разделил рабочих на три категории — ученики, каменщики и мастера. Они получали разную зарплату (ясное дело, мастера — самую большую). Всем трем степеням во избежание обмана и самозванства сообщались особые знаки, слова, по которым они отличали своих.
Три товарища — Джубело, Джубела и Джубелум — решили завладеть тайной магических слов. Они подстерегли Хирама, но тот отказался отвечать. Тогда Джубела ударил его по шее металлической линейкой. Джубело нанес удар угольником — против сердца. Удар Джубелума — молотком в лоб — оказался для Хирама смертельным.
От легенды остался не только обряд посвящения в масоны, но и основные степени масонства — ученик, товарищ, мастер. От нее же — символические предметы: циркуль, угольник, лопатка-мастерок, передник-запон. И идеалы свободы, равенства, братства.
Метки: Выставки Музейное дело
Важно: Правила перепоста материалов