Газета выходит с октября 1917 года Saturday 27 апреля 2024

В Павловске завершили реставрацию Пиль-башни Винченцо Бренны

А еще в родные стены Павловского дворца, во фрейлинскую комнату, вернулась картина «Молодая девушка перед зеркалом»

По этому поводу журналистов пригласили в Павловск. Он встретил нас пасмурной погодой, но в этом серо-жемчужном свете, в котором сияние осенней листвы было особенно ярким, казался еще более очаровательным.

Как Пиль-башня чуть не превратилась в руины

Пиль-башня, по словам директора ГМЗ «Павловск» Веры Дементьевой, это характерная для XVIII столетия, «блестящая архитектурная затея», этакая прихоть, каприз. Здесь, как рассказывает Вера Дементьева, любила уединяться в размышлениях и чтении императрица Мария Федоровна. В башне всегда лежали стопки мелко нарезанных листочков, на которых она своим каллиграфическим почерком делала записи. 

Башня уникальна. Она построена, предположительно архитектором Винченцо Бренной. 

Отреставрированная Пиль-Башня и Пильбашенный мост

Но особый вклад в облик романтической башни вложил гениальный художник и декоратор Пьетро Гонзага, приглашенный князем Николаем Юсуповым из Италии. Императрица Екатерина Великая предложила ему поработать в Павловске. Стиль его декораций был основан на мистической иллюзорности изображения, виртуозном применении перспективы и потрясающих эффектов светотени.

В эпоху романтизма любили руины. Ведь они символизировали бесконечное течение времени. А одним из положений романтической эстетики было иррациональное единство пространства-времени, выраженное метафорой «даль времен». И Гонзага сделал фрески на внешней стороне Пиль-Башни так, что возникла полная иллюзия разрушения кирпичного слоя. Но какого красивого разрушения! Действительно, романтическая руина, свидетельствующая о том, что бег времени неумолим. Но время, война, когда в башне располагалась Голубая испанская дивизия, а также климат и вандалы сыграли злую шутку с уникальным архитектурным «капризом»: башня чуть было не превратилась не в декоративную, а в настоящую руину. 

— Восстановление башни чрезвычайно важно, — рассказала Вера Дементьева. — Ведь 48 лет прошло с момента советской реставрации. 

Сейчас башня, на реставрацию которой потребовалось десять месяцев, выглядит, как игрушка. Не только воссоздан исторический вид фасадов с немыслимой красоты росписью Гонзаго, но и воссоздана ее «шапочка» — соломенная крыша. Руководство Павловска гордится, что это первый опыт в Петербурге возвращения соломенного покрытия. Использовать было решено камыш, поскольку он более прочен. 

Плафон работы Франсуа Буше (копия с оригинала, находящегося в Эрмитаже)

Восстановлены и интерьеры башни, блестящая живопись плафона и десюдепорта (картины над дверью) — копия с оригиналов работы Франсуа Буше, находящихся в Эрмитаже, камин, зеркало, в котором отражается входная дверь и вся панорама, простирающаяся за ней. Камин реставраторам пришлось собирать буквально из кусочков...

Для посетителей Пиль-Башня откроется только весной. Специалисты музея всю зиму будут мониторить температурный и влажностный режим. От вандалов же Пиль-башня будет защищена видеокамерами и охраной. 

Вера Дементьева заметила, что великолепная башня часто будоражила воображение поэтов, художников и режиссеров. Вспомнила она советско-американский фильм 1970-х годов «Синяя птица», часть которого снималась в Павловске и где можно увидеть и Пиль-Башню. Фильм, по ее мнению, получился так себе, но Павловск помнит, как по его аллеям прошли три великие актрисы прошедшего столетия — Ава Гарднер, Элизабет Тейлор и Джейн Фонда. 

«Картина сама нас нашла»

Второй сюжет связан с возвращением в ГМЗ «Павловск» картины Анны Доротеи Тербуш-Лисиевской «Молодая девушка перед зеркалом» (изначально картина называлась более длинно: «Молодая девушка, рассматривающая в зеркало свои увеличенные прелести»). 

«Молодая девушка перед зеркалом» Анны-Доротеи Тербуш-Лисиевской «показывает личико»

Купил ее в 1768 году в Париже русский посол Дмитрий Голицын через посредство Дени Дидро. Для Эрмитажа. В 1779 году по велению Павла первого ее перевезли в Павловск. Где она и находилась до 1928 года, когда была продана советским правительством в числе многих-многих произведений искусства. Продана через объединение «Антиквариат», откуда ее переправили в Берлин, где на аукционе 1929 года «Девушка» ушла с молотка за несколько тысяч немецких марок. 

Сейчас мы считаем распродажу произведений искусства из музеев советским правительством преступлением. Но в жизни все сложнее. На эти деньги был построен Сталинградский тракторный завод, во время войны на нем делали танки. 

— Картину мы не искали, она нас нашла, — продолжила своей рассказ Вера Дементьева. — Когда она всплыла на аукционе, мы сразу решили ее купить. 

Директор ГМЗ «Павловск» Вера Дементьева перед новой покупкой

Это дорогостоящая покупка, которую помог нам совершить ВТБ. Мы обязаны были ее приобрести, — объясняет директор ГМЗ «Павловск». — Достойная живопись, симпатичное полотно да плюс еще такой шлейф историей, закрученный вокруг картины и личности художницы! Здесь замешаны политики, послы, философы, императоры. И стоимость картины возрастает многократно, если учесть ее невероятный «провенанс». И главная ценность этой картины в том, что она принадлежала Павловскому дворцу. 

Судьба Анны Доротеи очень интересна. Она вышла замуж за некоего Тербуша, владельца гостиницы и ресторана, родила ему семерых детей. А потом вдруг, несмотря на солидный по тем временам возраст (44 года) срывается с места и уезжает в Штутгарт, а затем в Париж. Учится живописи. Очаровывает всех, включая Вольтера и Дидро, Фридриха Великого и Карла Лейхтенбергского. Получает выгодные заказы. Дени Дидро, с которым по легенде, у нее был роман, залез из-за нее в долги. Она покинула его, а долги остались.

Об этой истории снято немало фильмов. Последний из них — «Распутник» с Фанни Ардан и Венсаном Пересом в главных ролях. Часть фильма журналистам даже показали и рекомендовали посмотреть при случае целиком.

Вера Дементьева рассказала о программе «Возвращения», направленной на то, чтобы вернуть в Павловск по возможности то, что когда-то было утрачено.

↑ Наверх