Газета выходит с октября 1917 года Sunday 22 декабря 2024

В Петербурге бушуют поэтические страсти

Что такое стихотворный слэм?

Поэтический слэм — это вечер, который сочетает в себе элементы высокой культуры, хулиганства и авантюризма. В городе на Неве он проходит тринадцатый год. На предварительных этапах традиционно отбираются победители, а в финале выявляется лучший мастер рифмы.

Накануне петербургского финала слэма «Вечёрка» встретилась с его бессменным организатором, программным директором Музея современного искусства «Эрарта» Денисом Рубиным.

Фото: Юрий ДОРМИДОШИН

— Денис, несколько слов о слэме — что он собой представляет?
— Это поэтический конкурс, который отличается от любых других тем, что в нем действуют практически спортивные правила. То есть поэты не просто читают свои стихи, а имеют ограничения в хронометраже — у них не более трех минут на выступление. Чтения оценивает жюри, которое выбирается из зала наугад, — пять человек. Оценки выставляются в двух категориях: содержание и манера исполнения. В этом есть момент игры и неожиданности — жюри непрофессиональное, часто кому-то подсуживает. Что только добавляет остроты — заставляет участников мобилизоваться и стараться выступить по-настоящему ярко.

— Как и когда появился такой формат выступлений?
— В 1998 году писатель и публицист Слава Курицын, вдохновившись примерами Запада и в первую очередь Германии, провел первый слэм в Москве. Спустя несколько лет мы предложили ему перенести слэм в Петербург — и все это завертелось здесь. А четыре года назад московский поэт Андрей Родионов стал организовывать общероссийские слэмы, добился выделения каких-то дотаций. Несколько лет они проходили в Перми. Нынешний суперфинал пройдет в Воронеже. Победителям вручают серьезные денежные призы. Главным призом в этом году станет поездка на международный русскоязычный слэм в Париже.

— Как бы вы охарактеризовали атмосферу этих явно неакадемических вечеров?
— В лучшие времена слэм напоминал хороший рок-концерт. Так, в 2010 году во время финала я увидел, что передо мной стоят 300 человек, которые волнуются, кричат, и все это похоже на веселый беспредел. В чем часто проблема классических поэтических вечеров? Без элементов соревнования они проходят мягко, медленно, чересчур лирично. А тут бушуют страсти! Интересную атмосферу создают сильные поэты. А также те, кто поймал волну: слэм — своеобразная вещь, часто побеждают люди, которые читают не очень хорошие стихи, но правильно работают над подачей.

— Насколько объективно, по-вашему, судит публика и, соответственно, отбираются лучшие?
— Каждый слэм я начинаю со слов, что это игра и не нужно относиться к ней слишком серьезно. Поэты, как люди творческие и предельно ранимые, конечно, реагируют на субъективное судейство. Есть такие, которые дико обижаются: например, один постоянный участник настолько эмоциональный, что, когда ему ставят плохие оценки, он кричит, что его не понимают, и убегает из зала. Такая реакция, с одной стороны, даже хорошая — человек высоко оценивает свое творчество, а у нас как раз не хватает правильной самоуверенности. Но так или иначе в финал, за редкими недоразумениями, всегда выходят сильнейшие.

— А какой вы видите цель вашего мероприятия? 
— Как ни банально — привить людям любовь к поэзии. Показать, что искусство — нескучная вещь. Что не обязательно много знать. В свое время, когда я учился в театральном институте на режиссуре, на первом курсе я постоянно ходил на всевозможные спектакли и ломал голову: как мне понять, что постановка хорошая? Я не видел критериев. Пока не попал на спектакль Филиппа Жанти в Александринке, который мне просто понравился! И стало ясно, что не нужно искать ничего сложного, никаких толкований: если вещь совпадает с тобой, вызывает резонанс — это уже хорошо.

— Как бы вы оценили общее положение в Петербурге с поэтическими делами?
— Положение хорошее. Сейчас много площадок для выступлений. Есть где высказаться, раскрутить себя. Петербургская поэтесса Дарья Суховей ведет свой ресурс в Интернете, где освещает все поэтические мероприятия в городе. Есть, например, такая замечательная объединенная группа «Подельники», участники которой монтируют свои видеоролики и выкладывают их в Сеть. Объединение «Болт» выбирает ежегодно короля поэтов, причем публика там достаточно живая и интересная — промоутеры, работники фэшн-индустрии, граффитисты, художники. Есть те, кто регулярно публикуется в блогах и становится известным, например Вера Полозкова. Поэт Владимир Антипов организует свою премию. Хотя, надо признать, в отличие от той же столицы в Петербурге сегодня нет ни одного поэта, который мог бы собрать большой зал. Петербургским поэтам непросто вырваться за рамки своих групп, выйти на широкого слушателя. В Москве, например, есть целые театры, где поэтов активно приглашают для выступлений, — тот же театр «Практика».

— Кого бы вы выделили из современных поэтов?
— Не могу не сказать о московском поэте Андрее Родионове, который в своих стихах сочетает реализм, даже натурализм, с предельным романтизмом. Из петербуржцев — Евгений Мякишев: у него очень странные, завораживающие стихи, отсылающие нас к акмеистам. Наташа Романова — она филолог, учитель, при этом читает очень жесткие, абсолютно ненормативные стихи, посвященные героину, дракам в подворотнях, и всегда из этой грязи она выруливает на какую-то сверхзадачу. Сергей Полотовский, который пишет тонкие и толково сделанные стихи. В этом году у нас в слэме участвует Александр Дельфинов, проживающий в Берлине, который выступает как такой рэп-артист…

— Как вы считаете, поэзии можно научиться?
— Можно научиться стихосложению — красиво собирать слова в рифмы. Но это будет не поэзия. Настоящему поэту, по-моему, присущ особый взгляд на мир. А также желание что-то сказать, чем-то поделиться!

Петербуржцы любят читать и слушать стихи.

***

Финал поэтического слэма состоится сегодня, 27 августа, в галерее «Эрарта». Начало в 19.30. 

Вход свободный.

↑ Наверх