Газета выходит с октября 1917 года Friday 22 ноября 2024

«Но все-таки услышат голос мой. И все-таки ему опять поверят»

 

Издательская группа «Лениздат» выпустила в свет эту книгу под таким названием: «Первый Бег времени. Реконструкция замысла». Стихотворения напечатаны согласно первому плану «Бега времени», датированному 1962 годом, с учетом дополнений, сделанных в 1963-м, но еще до «пересоставления» сборника. Как мы помним, «пересоставленный» «Бег времени» увидел свет в 1965-м и Ахматова писала: «Бессонная, тяжелая ночь из-за безобразия с «Бегом времени». Не увидели света тогда, в той последней прижизненной книге, ни «Реквием», ни целиком напечатанная «Поэма без Героя», ни стихи страшных тридцатых годов…


Предисловие и текстологические комментарии к нынешней книге написала хранитель фонда Анны Ахматовой в Российской национальной библиотеке, доктор филологических наук Наталия Крайнева. В книге впервые приводится и факсимиле авторских планов невышедшей полвека назад книги, подробно рассказывается история невыхода.

Даны и рецензии на первый «Бег времени», в том числе и печально известная «внутренняя рецензия» Евгении Книпович, где рецензентка пеняет поэту: «Однако, я думаю, что построен сборник нехорошо, что в его разделах слишком много смерти, так сказать, без воскресения, а также предсмертной истомы, надписей на могильных камнях, ужаса перед «бегом времени», который только гонит к могиле». И дана гневная отповедь Лидии Корнеевны Чуковской на совет Книпович «пересоставить сборник»: «В книге, видите ли, слишком много смертей! Надгробных памятников, надписей на могильных камнях…Раскулачивание, пытки и расстрелы в подвалах, ленинградская блокада, Бабий Яр и сотни неведомо где засыпанных Бабьих Яров — это ей нипочем, а память о них — да сгинет! Сверху подан сигнал к забвению, и Книпович покорна очередному сигналу».

«Я ненавижу, когда в музей приходят люди со словами: «Ах, какой Ахматова поэт любви!», а с другой стороны — что ж тут ненавидеть — они просто не знают Ахматову, — говорит Нина Попова, директор Музея Анны Ахматовой в Фонтанном доме. — Конечно, поздно, когда замысел во всей полноте его мы видим через пятьдесят лет. Но мне это все равно важно, что хоть через полвека мы прочитаем полностью ее объяснение человека, культуры, эпохи, себя. Что она не только « с королями и перчатками». Нина Попова говорила и о том, что в Музей Анны Ахматовой в Фонтанном доме теперь почти перестали ходить школьники, потому что нет обязательного экзамена по литературе, зачем теперь напрягаться. Зато снова на форумах, в эфире и на митингах все громче вещают кликуши, причем не только почтенного возраста: «Нас при Сталине все уважали и боялись!»…

«Для меня важно было показать современному читателю бытование стихов — вошло ли то или иное стихотворение в другой «Бег времени» или было изъято — ведь некоторые стихи увидели свет впервые лишь в 80-е годы минувшего века, их никто не знал, кроме близких друзей. — говорит Наталия Крайнева. — Ведь и «Реквием» впервые был записан на бумагу лишь в 1962-м году, Ахматова сама говорила о «догутенберговском периоде», когда стихи хранила только память».

«Для меня очень важно, чтобы было издано все творческое наследие Ахматовой — с комментариями обязательно, сейчас выходит масса книг — но по ним нельзя судить о судьбе стихов. К тому же мне важно, чтобы издавались классические вещи, я в ужасе от появления «антиахматовых» и прочих желтых текстов, которые еще и переиздаются. Получается, что поэзию не читают, а вот это — пожалуйста», — отмечает хранительница фонда поэта.

 

↑ Наверх