В Петербурге митинг сорвали политики
Движение «За честные выборы» оказалось партийно разнородным
На шествии и митинге «За честные выборы» в Петербурге в минувшую субботу обошлось без экстремистских провокаций. Разнородные силы оппозиции, правда, пытались изменить смысл акции. Но они тянули воз, как лебедь, рак и щука. И скорее мешали гражданам, отвлекая их на политику.
Сторонники Владимира Путина не стеснялись выразить свое отношение к демонcтрантам. Фото: Натальи ЧАЙКИ
Первыми, как и полагается, на митинг пришли полицейские. А к половине второго площадь у БКЗ «Октябрьский» была буквально оцеплена бойцами отряда особого назначения и стремительно заполнялась протестантами — обычными горожанами. В шапках, кепках, шубах, куртках и драповых пальто. Большинство из тех, с кем общался корреспондент «ВП», вообще впервые участвовали в массовых демонстрациях. Более опытные боялись провокаций, как это бывает на митингах, когда выступающих вдруг подменяют какие-то организмы в масках и начинают незаконный марш или ведут толпу по не утвержденному маршруту. Но на этот раз экстремистам ничего испортить не удалось. На Невский проспект народ не пустили, хотя попытки были. И дело тут не в подчинении властям, а в том, что дорожные службы заранее готовились к тому, чтобы перекрыть улицу Жуковского, Литейный проспект, улицу Белинского и набережную Фонтанки. В общем, в начале пятого народ пошел запланированным маршрутом. Людей в масках вылавливали бойцы ООН. Но вели себя корректно — просили предъявить документы и рекомендовали снять маску, иначе паспорт придется показывать в течение всего марша.
В общем, все было чинно и благородно. Победили белые шарики с разными надписями: «За честные выборы», «Я не сдуюсь», «Еще раз надуете — лопну». Ни одна припаркованная машина во время шествия не пострадала. По приближении к Конюшенной народ начал скандировать различные лозунги. Многие прохожие присоединялись к шествию. Другие просто глазели.
Сколько именно собралось протестующих, наверное, не знает никто. Организаторы говорят — до 20 тысяч человек, полиция — что не больше пяти тысяч. Колонны вошли на Конюшенную площадь, когда там на усилители вывели песню-пророчество Виктора Цоя «Мы ждем перемен».
На сцену начали выходить представители оппозиционных движений. Все они говорили очень коротко (а что вы хотите, 20-градусный мороз) и одни и те же слова. Требовали новых лидеров и новых реформ. Каждый предлагал свои, в зависимости от партии или движения, которые они представляли, — до тех пор, пока микрофон не получили националисты. То, что сказали они, не понравилось геям и либералам.
Хотя движения, подписавшиеся в заявке на акцию, договаривались не приносить с собой знамена и другую партийную символику, все ее принесли — прятали под одеждой. Националистов попросили больше не высказывать свою позицию относительно взаимоотношений полов и этносов. Те обиделись и подоставали из-под курток имперские флаги. представители других партий не смогли это вынести, и вверх начали взлетать «яблоки» и разной конфигурации триколоры. В этот момент заслуженная артистка России Лариса Дмитриева говорила, что силам, объединенным под лозунгом «За честные выборы!», необходимо уметь договариваться. Но ее уже никто не слушал.
После чего оргкомитет «За честные выборы» принял совершенно верное решение. Он закончил митинг, зачитав резолюцию про нечестные выборы, которую никто из «неизвестно скольких тысяч человек» не принимал.
Михаил ТЕЛЕХОВ