Газета выходит с октября 1917 года Monday 23 декабря 2024

Театральные уроки новейшей истории

В МДТ — Театре Европы с 8 по 11 ноября пройдет фестиваль «Мы и Они = Мы» — так называемый сезон-фестиваль современной национальной драматургии, прозы и поэзии

Это весьма оригинальная форма взаимодействия театра с литературой и с публикой. Проект стартовал в октябре прошлого года, идею представил самолично художественный руководитель МДТ Лев Додин, сказав: «Многие из нас, особенно молодое поколение, находятся в ловушке, в ситуации «недообразованности», когда ты: а) вроде бы знаешь все, потому что имеешь доступ к любой информации; б) ничего не знаешь, ибо мир переполнен ложной, циничной, а главное — идеологизированной информацией; в) боишься оказаться заложником чужого мнения; г) чувствуешь, что этот пробел должен быть тобою восполнен, ибо современная ситуация, в которой ты вынужден существовать, перекликается с исторической. Театр предлагает осмыслить сложные этические вопросы сегодняшнего бытия. Экзистенциальные вопросы. Понять, что нет других — есть мы, что есть лишь один достойный человека принцип существования: «Сострадаю — значит, существую».

Сцена из спектакля «Человеческий фактор». Фото: Виктора Васильева

Что любопытно, Додин отверг в качестве основного идеологического лозунга фестиваля понятие «толерантность», столь популярное нынче у чиновников и журналистов, пояснив, что толерантность так или иначе связана с терпимостью, а «Бог не велел терпеть ближнего, а велел любить».

С таким благословением мастера фестиваль и начался. Спектакли, называемые эскизами, выходили по одному — по два в месяц. Но эскиз в данном случае обозначал не первичный набросок, как принято в сегодняшнем театре на фестивалях современной драматургии. Он показывал, что для театра приоритетом является текст, а не самовыражение актеров и режиссеров. Однако МДТ при этом остался МДТ — попытался уйти от размежеваний и обвинений по идеологическому принципу, но нравственная оценка осталась на месте. Над различными по сюжету, стилю, форме произведениями торжествовал протест против любой нетерпимости — и идея того, что человек никогда не может быть средством. Неоспоримая с точки зрения здравого смысла позиция театра доносилась, как это обычно бывает в МДТ, с помощью жестких до предела текстов — режиссеры работали весьма аскетично, как и актеры: черные костюмы и минимальные декорации тому способствовали. 

Теперь в течение трех дней публике будут предъявлены разом восемь произведений, но перенесенных с Малой сцены на большую: это истории, сочиненные или оставленные в качестве мемуаров авторами из Эстонии, Польши, Венгрии, Бельгии, Казахстана. Есть пьеса россиянина Михаила Осипова «Русский и литература» — про провинциального русского учителя-идеалиста и с участием таджикской шахидки; ее премьера будет сыграна непосредственно на фестивале. Несколько пьес выворачивают наизнанку миф о Второй мировой, иные позволяют отчетливо и мучительно услышать эхо немилосердной той войны. Но спектакли, все без исключения, несмотря на множество подробностей и конкретностей, выходят на обобщение: на образ войны, который никому из участников не позволяет остаться человеком. 

Завершится фестиваль поэтическим постскриптумом «Дитя Европы», поставленным уникальным педагогом по сценической речи Валерием Галендеевым по стихам выдающихся польских поэтов Чеслава Милоша и Виславы Шимборской, которых переводил Иосиф Бродский. 

Страсти по Тургеневу

В Театре им. Ленсовета выпускается спектакль «Все мы прекрасные люди» по самой популярной пьесе Тургенева «Месяц в деревне»: 1 и 2 ноября. К сожалению, в процессе репетиций в силу нетеатральных обстоятельств сменился режиссер: начинал репетировать иронист и игрок Евгений Марчелли, а подхватил спектакль главный режиссер Юрий Бутусов. Актеры, однако, остались прежними, и распределение замечательно само по себе.

Главную роль — очаровательной хозяйки дома Натальи Петровны, страстно полюбившей юного учителя своего шестилетнего сына, сыграет Анна Ковальчук. Друга семьи Ракитина — Сергей Перегудов. В образе молодого учителя, из-за которого мирный уклад помещичьей усадьбы оказался безнадежно разрушен, появится на сцене начинающий артист Иван Бровин. Красавец Иван приобрел немало поклонников после своего дебюта на этой сцене в роли Макбета (а точнее, учитывая авангардную трактовку Бутусовым шекспировской трагедии, одного из Макбетов). Совершенно неожиданно на роль циничного (и по пьесе вовсе немолодого) доктора Шпигельского оказался выбран талантливый начинающий артист Григорий Чабан. Также премьеру сыграют отличные артисты Антон Багров, Анастасия Дюкова, Галина Субботина, Роман Кочержевский, Светлана Письмиченко. Как обычно, вне зависимости от обстоятельств, актеры остаются сильным звеном любой здешней истории. И продолжают интриговать вне зависимости от режиссерских имен.

↑ Наверх