Газета выходит с октября 1917 года Friday 26 апреля 2024

В Петербурге открыли новые «последние адреса»

На Васильевском острове, на Петроградской стороне и в Центральном районе установлены девять табличек, посвященных памяти расстрелянных и умерших в лагерях жертв советского государственного террора

Это проект «Последний адрес», стартовавший в Петербурге в марте 2015 года, — тогда по пяти адресам в Центральном и Адмиралтейском районах были установлены первые 12 табличек. Проект негосударственный, инициируется и финансируется народом. Таблички устанавливают на тех домах, из которых ЧК и НКВД забирали людей в их последний, как затем оказывалось, путь. Сейчас в нашем городе готовят к размещению более 200 табличек.

Проект «Последний адрес» стартовал в нашем городе в марте этого года

В минувшие выходные мемориальные таблички установлены на Васильевском острове, на Петроградской стороне и вблизи Литейного. На Васильевском острове по адресу: 13-я линия, 56, до ареста в 1949 году жил выдающийся литературовед и филолог, профессор ЛГУ Григорий Александрович Гуковский, умерший в Лефортовской тюрьме в 1950 году. Табличка установлена по инициативе внучки.

По адресу: 11-я линия, 44, до ареста в 1942 году жил Борис Иванович Извеков, математик и метеоролог, профессор ЛГУ, умерший в тюрьме в блокадном Ленинграде 22 июня 1942 года. Табличка установлена по инициативе дочери.

Как рассказывают организаторы проекта, на Петроградской стороне сразу два адреса расположены на Большой Пушкарской улице. По адресу: Большая Пушкарская, 1/8, жил до ареста профессор, историк русского права Аркадий Владимирович Бородин. Арестован в 1930 году, приговорен к расстрелу, который был заменен 10 годами лагеря. Профессор был отправлен на Соловки, умер в 1932-м в лагерном бараке в Медвежьегорске. Табличку установила внучка.

По адресу: Большая Пушкарская, 39, в коммунальной квартире жили молодые супруги Лидия Евгеньевна Богданова и Павел Давыдович Беленький с сыном Владимиром. 29-летний уроженец Могилева Беленький работал главным бухгалтером Ленгоснарпита, 26-летняя Богданова была домохозяйкой. По 58-й статье их арестовали в один день, 2 июня 1937 года. Павел Беленький расстрелян 5 сентября 1937 года, Лидия Богданова расстреляна 15 сентября 1937-го. Таблички родителям установил их сын. 

Две таблички теперь — по адресу: Малый проспект Петроградской стороны, 1/3. Из этого дома в 1937 году забрали Станислава Юлиановича Козловского, начальника планового бюро завода «Пластмасс». Расстреляли в сентябре 1937 года по 58-й статье. Его жена и 11-месячный сын были отправлены в лагерь в Кемеровской области. Инициатор таблички — сын. 

В этом же доме жил до ареста в июле 1937 года художник-карикатурист и архитектор Бронислав Брониславович Малаховский. Как и Козловский, был расстрелян по 58-й статье, в качестве шпиона белополяков. Его жену Марию выслали в Казахстан, умерла она в Бутырской тюрьме. Инициатор таблички — петербургская художница Светлана Иванова.  

Две таблички — по адресу: улица Некрасова, 6. Здесь до ареста по обвинению в антисоветской деятельности жили братья Авраам и Илья Дауманы. Старший брат, Авраам Григорьевич, микробиолог, научный работник ЛенВНИИ водоснабжения и санитарной техники, арестован 1 октября 1937-го, расстрелян 15 января 1938-го. Младший брат, Илья Григорьевич, преподаватель стенографии Ленинградского дома Красной Армии, арестован 27 октября 1937 года, расстрелян 18 ноября 1937 года. Таблички установлены по инициативе потомков. 

Цинковые таблички проекта «Последний адрес» устанавливаются обычно в нишах подворотен или подъездов — так, чтобы не затрагивать облик фасадов. Они невелики: 11 на 19 см в форме конверта. Согласие на их установку дается жильцами дома. Отметим, что идея табличек и их «народная» процедура установки вызывают раздражение у тех, кто не желает, чтобы людям напоминали о преступлениях тоталитарного режима СССР. Одна из газет Петербурга при предыдущей, мартовской установке табличек опубликовала статью, освежающую в памяти стиль ленинградской прессы 1930-х годов, на тему «Кто разрешил?». Цитируем: «Есть и моральная сторона вопроса: в истории страны и Петербурга немало трагических страниц, и не получится ли, что фасады наших домов станут превращаться в мрачную летопись? Будет ли это нашему городу к лицу?». 

Где искать сведения о репрессированных

Напомним, поименный перечень репрессированных в Ленинграде содержится на сайте проекта Российской национальной библиотеки «Возвращенные имена» (http://visz.nlr.ru).

Российская национальная (Публичная) библиотека — также издатель Книги памяти «Ленинградский мартиролог, 1937 — 1938» — книги о репрессиях, о расстрелянных в Ленинграде и Ленинградской области, в состав которой входили в то время Новгородская, Псковская, Мурманская и часть Вологодской области. Начиная с 1995 года вышло 13 томов, всего предполагается выход 17 — только с именами жертв Большого террора этих двух лет.

Сама «мрачная летопись» начала публиковаться в нашем городе в январе 1990 года — в газете «Вечерний Ленинград».  

↑ Наверх