Газета выходит с октября 1917 года Friday 26 апреля 2024

«Ева» дарит незрячим надежду

В Петербурге начал работать первый в городе центр подготовки собак-поводырей

Центр называется «Ева» (по кличке собаки-дворняжки). Открылся недавно, делает пока первые шаги. Сейчас в нем обучаются три собаки: две — для незрячих людей, одна — для колясочника. О том, насколько остро стоит проблема воспитания таких четвероногих помощников, говорит тот факт, что в Северной столице сегодня проживают 10 тысяч инвалидов по зрению. И только 35 из них имеют собак-поводырей.

В 2014 году на весь Петербург из питомника в Купавне была выделена всего одна собака. Центр «Ева» планирует обучать 10 поводырей в год

Щенок, которому не нашлось хозяина

Трудно поверить, но во втором по величине городе России никогда не было своего центра по подготовке таких собак. Да и в стране ситуация схожая. Долгое время единственной обучающей школой был питомник в подмосковной Купавне: в год здесь выпускается до 50 животных. Недавно похожие центры открылись в Москве, Братске. И вот теперь — в Петербурге.

— Идея его создания родилась у нас еще три года назад, когда вышел закон, позволяющий незрячим людям передвигаться в метро с собаками, — рассказала корреспонденту «ВП» куратор проекта «Ева» и президент благотворительной организации «Собаки для жизни» Людмила Амарантова. — К нам тогда обратился городской центр медико-социальной реабилитации инвалидов по зрению с просьбой обучить нескольких поводырей работе в метро. Мы откликнулись, самим было интересно: сможем ли? Сразу скажу: ожидали увидеть элиту. А встретили собак, которые весьма условно выполняли команды. Разболтались после обучения, забыли что-то. А ведь от них зависит жизнь человека.

Обучение приглашенные специалисты провели. Тогда же принялись продвигать идею создания питомника подготовки собак в Петербурге (или хотя бы выделения ставки кинолога при центре для незрячих — ситуация с поводырями выглядела совсем запущенной). Обращались в комитет по социальной политике. Там кивали: да, это нужно. Но с тех пор так ничего и не изменилось. В 2014 году решили взяться за дело сами.

Хождение с такой собакой — это мобильность, скорость и безопасность. На фото — 16-летняя Настя Корнева с Евой и куратор проекта Людмила Амарантова

Летом прошлого года, по словам Людмилы, к ней попали два щенка: в одной из деревень под Петербургом местные жители потравили выводок дворняг. Пятеро погибли, двое выжили. Одного она пристроила сразу. А для другой — маленькой Евы — хозяина не нашлось. Взяла к себе. С этого щенка все и началось.

— Это толчком для меня стало, — говорит Людмила. — Проект центра к тому времени готов был уже. Но, вы понимаете, чтобы его реализовать, нужно много в жизни поменять. А тут  такое стечение обстоятельств. Я посмотрела на щенка. По всем параметрам собачка подходила. В это же время мы созвонились со школой-интернатом Грота для слепых детей, которую периодически посещаем. И там сказали: одна девочка — 16-летняя Настя — очень хочет такую собаку. Мы начали тренировки.

Дашь слабину — перестанет слушаться

— Поводырем может стать не каждая собака, — объясняет Людмила. — Требований к кандидатам несколько. Средне-крупный размер (не маленькая и не гигант). Не агрессивная к людям и другим собакам. Должна любить общаться с человеком. С охотой приносить предметы — палки, мячики. Породы подходят разные — от овчарок и лабрадоров до королевских пуделей и дворняг. Для обучения берутся только щенки, возраст — от 6 месяцев до года: после привить необходимые навыки уже сложно.

Одно из требований к будущим поводырям — собаки должны быть дружелюбными и ласковыми

Подготовка включает в себя три этапа. Первый — послушание и общие команды: сидеть, лежать, стоять. Второй — работа в шлейке — специальной дуге, которую держит идущий человек. В отличие от обычного поводка, шлейка позволяет чувствовать малейшие нюансы поведения собаки. На этом же этапе идет освоение команд «направо», «налево», «правее», «левее», работа с препятствиями. Третий — это уже наработка маршрутов: «в магазин», «в школу», «в больницу».

Важный нюанс  — та самая корректировка, переобучение, которое необходимо проводить каждые полгода. В соседней Финляндии подобные переэкзаменовки — неотъемлемая часть процесса. В Петербурге, к сожалению, до сих пор даже речи об этом не было. А ведь поводыри, вразрез с расхожим мнением, вовсе не понимают своей социально значимой роли. Собака выполняет команды человека и ориентируется на него: он — ведущий. Дашь слабину, и — какая бы она ни была преданная и любящая — перестанет слушаться. Поэтому надеяться на сознательность друзей наших меньших, к сожалению, не приходится.

С собакой вряд ли рискнут!

На практическое занятие с Евой мы приезжаем к зоосалону «Артемон». Внутри, в специально оборудованном помещении, проходят уроки с искусственными препятствиями. На улице — с естественными.

Ходить с Евой учится та самая Настя, ученица школы Грота.

— Дочка у меня не видит, — объясняет мама девочки Александра Корнева. — Мы стоим в очереди на собаку-поводыря в Купавне, но получить ее практически невозможно. В прошлом году на весь Петербург выделили всего одну собаку! А у Насти мечта такая была с детства. И вот нам предложили: можно попробовать. Мы сразу согласились. Счастья, конечно, было через край…

Работа с поводырем происходит в специальной шлейке. В отличие от обычного подводка, шлейка позволяет человеку чувствовать малейшие нюансы поведения собаки. На фото – волонтер Мария Тихонова и собака Лада

Процесс обучения со стороны выглядит как будто сумбурно. Ева, глядя в разные стороны, торопится вперед. За ней, держа шлейку, спешит с тростью Настя. Хотя девочка чувствует себя достаточно уверенно. Рядом идет и контролирует процесс Людмила Амарантова: выбирает маршрут, подсказывает что-то, корректирует поведение собаки.

— Левее, — следует команда, и Ева поворачивает на 45 градусов.

— Разворот! — И собака, перебирая лапами, разворачивается (как поощрение — обязательный кусочек сыра).

Ева, по словам Людмилы, понимает уже все команды. Также знает, что перед поребриком следует остановиться — человек, ощупав поверхность тростью, выбирает дальнейший маршрут сам. Притормозить нужно и на развилке дорожек, перед открытым пространством.

— Плюсов у такого передвижения много, — делится Настя. — Это вообще совсем другая жизнь. Ходишь быстрее! Когда одна — то идешь ведь очень осторожно, медленно. Важный момент — защита. На улице много плохих людей, от которых не знаешь чего ждать. Они могут толкнуть, руку запустить в карман — такое случается. А с собакой вряд ли рискнут.

Подготовка Евы закончится в мае. Тогда же она переедет жить к Насте.

Начать с десяти…

Обучение незрячего человека «Ева» обеспечивает бесплатно. По такому же принципу работают и сами — без поощрения, на добровольных началах (надо отметить, что питомник в Купавне имеет всестороннюю государственную поддержку).

В настоящее время центр обзавелся помещением: его предоставила зоогостиница «Дача удачи» — пять номеров. На сайте за счет пожертвований за два месяца собрали 250 тысяч рублей на ремонт. Буквально на днях еще одна организация выделила в Парголове площадку для занятий на свежем воздухе. Следующая задача — обратиться за поддержкой и субсидиями в правительство Петербурга. Очень хочется надеяться, что эта инициатива найдет свой отклик.

В планах Людмилы с коллегами — начать с обучения десяти собак-поводырей в год.

↑ Наверх