Газета выходит с октября 1917 года Monday 23 декабря 2024

В Петербурге сражались молодые поэты

Суперфинал поэтического слэма состоялся в галерее «Эрарта»

Слэм — это не привычное состязание. Это интрига, крики зрителей, случайное жюри и… скандал. Этим слэм силен, слаб, этим же и знаменит. На заключительном этапе, прошедшем в минувшее воскресенье, встретились 16 петербургских художников рифмы. Двое лучших получили путевку на первенство страны.

Оценивали поэтов случайно выбранные зрители

Зал в предчувствии битвы гудел. Поэты сидели в креслах и сжимали влажными пальцами листки с сочинениями. Общую атмосферу можно было охарактеризовать как нервную.

— Это действительно сражение, — рассказал корреспонденту «ВП» организатор мероприятия Денис Рубин. — И в этом вся суть! Членов жюри отбираем случайно, и они голосуют, как им заблагорассудится. Оценка идет по двум критериям — содержание и манера исполнения. Зрители могут кричать, свистеть, выражать свое мнение, словом, поощряется полная свобода в зале, никакого академизма. Поэт находится как на ринге. Все честно, под прицелом глаз соперников. Опытный стихотворец может тут с треском провалиться. А дерзкий новобранец — занять первое место.

По словам Дениса, нынешний конкурс интересен тем, что в нем много новых имен.

— Мы проводим турнир уже много лет, — пояснил он. — Были периоды, когда доминировали одни и те же люди. Сейчас участвуют и корифеи — Катя Мельникова, Артем Суслов, Митя Гольцман, и новички — Михаил Гладущенко, Вадим Мухин, Константин Струков.

Поэты выходили на сцену по очереди. На выступление — 3 минуты. Первые впечатления слушателя: широкая палитра художественных стилей. Зал метало из стороны в сторону.

Артем Суслов выдавал масштабные стихотворения-полотна. Эти конструкции напоминали ловко подогнанные друг к другу пластины пазла. «Когда накопится столько рвения, — бросал в зрителей он, — что в автобусе ты заменишь двигатель, ты попросишь срубить тебя с той лишь выгодой (как осенью просит листвой растение) — стать частью доски и попасть к ней мебелью!»

Вадим Мухин выбежал к микрофону с кипой листов и начал выкрикивать в пространство бесконечные рваные строфы. Временами срывался на речитатив, скатывался в «Дельфина», «Кровосток». Отчего заставлял сомневаться — натурален ли? Но по мере чтения сообщал, что среди нагромождений иных влияний худым, но настырным стеблем пробивается наружу его собственный взгляд на мир, язык, голос. Поэт путался в словах, запинался, но экспрессия и смелость исполнения его были таковы, что он сразу стал одним из гвоздей программы.

Один из победителей — Вадим Мухин

Виктор Самойлов сразу расположил к себе своими самобытными баснями-виршами. «Девушка, совершающая немотивированные поступки, — сообщил он в микрофон, — вчера наклонилась и укусила меня за ногу. Теперь я тоже буду совершать немотивированные поступки». Лаконичное парадоксальное творчество молодого человека никого не оставило равнодушным.

— Поэзия для меня — способ чувствовать себя человеком, — рассказал в перерыве между этапами парадоксальный Самойлов. — Я постоянно проговариваю внутри себя какие-то мысли. Они складываются в строки. Потом в стихи. Для меня это совершенно необходимое действие.

Молодой Суслов поделился своим взглядом на поэзию.

— Мною движет тщеславие, — заявил он. — Деньги, слава, госнаграды. Это красиво! Я — эстет.

Заметим, что столь своеобразный подход к стихосложению не мешает Артему добиваться признания. Год назад с группой единомышленников он завоевал «ТЭФИ» за передачу «Битва поэтов» на телеканале «100ТВ». В 2008-м стал «Королем поэтов».

— А для меня стихи — это способ сказать то, что никак иначе не выразить, — поделилась участница Екатерина Мельникова. — Слэм — оптимальная площадка для чтения. Здесь редкое равноправие. И главное, всегда присутствует интрига. 

Не обошлось и без скандала. Во время отбора самых-самых в лидерах уверенно шел Константин Струков, читающий сильные, глубокие стихи. Но на то он и слэм, что душевность или серьезность здесь часто ценятся меньше, чем доступность и неожиданность. Прочитанные им под занавес конкурса пронзительные стихи вызвали у кого-то слезы, а у кого-то раздражение. Несколько «двоек», поднятых жюри, разрешили еще одну интригу этого вечера. Струков выбыл из конкурса.

— Хочу сказать спасибо жюри! — в сердцах закричал он. И, подхватив пальто, устремился прочь.

Вечер длился около двух часов. Победителями стали две крайности. Поэт-афорист Виктор Самойлов и новичок Вадим Мухин, покоривший своей непосредственностью.Общероссийский финал слэма, куда приедут два петербуржца, пройдет в Перми в конце марта.

Фото Евгения Елинера
↑ Наверх