Газета выходит с октября 1917 года Sunday 22 декабря 2024

В Русском музее покажут 80 фотографий в жанре ню

Музей идет навстречу народу и в четверг, 1 августа, открывает в Строгановском дворце выставку с вопросительным названием «Красота без гламура?»

Если нагота в скульптуре и живописи со времен Древней Греции считалась допустимой, то ню в фотографии представлялось куда более откровенным и долгое время не допускалось ни в элитарное пространство музеев, ни в сферу моды и рекламы. Пришли иные времена, эротические выставки теперь никого не шокируют.

Николай Свищев-Паола. Блондинка. 1924.


Фотографии обнаженной натуры (преимущественно, конечно, женской) из частных галерей и музеев показывают не для любителей клубнички, а для желающих проследить за тем, как менялся идеал женской красоты на протяжении минувшего века. Хотя, честно сказать, и любителям клубнички будет на что посмотреть.

Фотографий — 80, эпох — три: рубеж XIX — XX веков, модерн, декаданс; советское время, когда «секса не было»; начало XXI столетия со свойственной ему вседозволенностью.

На рубеже XIX — XX веков провозглашались свободная любовь, роковые страсти. На эту пору приходится расцвет эротической графики. Самое знаменитое эротическое произведение эпохи модерна — «Книга маркизы» Константина Сомова. Эту эпоху в Строгановском представляет серия «Обнаженные» знаменитого художника и фотографа начала века Альфреда Эберлинга. Его обнаженные, столь мастерски снятые, наводят на размышления о том, как изменчивы представления о красоте. «На человеческое тело существует такая же мода, как и на облекающую его одежду», — писали братья Гонкур. Казалось бы, тут можно возразить, что человеческое тело не сильно изменилось с тех пор, как Господь сотворил первого человека. Но у каждой эпохи свой идеал.

Николай Свищев-Паола. Из серии «Обнаженные». 1920-е годы.

Эти пышные, тяжеловатых пропорций тела с роскошными женственными формами сегодня кажутся несовершенными. Модели Эберлинга обнажены, но не полностью. Почти всегда на женщине надеты туфельки, иногда чулки из фильдеперса. Это очень важный момент для ню. Почему знаменитая «Олимпия» Эдуарда Мане вызвала в свое время скандал? Потому что благодаря бархотке на шее и туфелькам выглядит не обнаженной, а именно раздетой.

У Эберлинга был роман с Тамарой Карсавиной. Чудом сохранились сделанные им в студии фотографии полуобнаженной балерины.

Николай Свищев-Паола — мастер женского портрета. Он одним из первых стал работать в технике брамайль, дающей эффект мазков кисти на полотне. Для него характерны также изысканные «размытые» снимки, сделанные объективом «монокль». Его фотографии 20 — 30-х годов, вполне целомудренные на первый взгляд, пронизаны утонченной эротикой той эпохи, когда волновались при виде обнаженного плеча, с которого соскользнуло меховое манто, влажных губ, томного взгляда. В 1924 году Свищев-Паола на выставке в Париже получил золотую медаль за свою знаменитую «Блондинку» (прелестный женский портрет, вошедший в историю фотоискусства). Вскоре, однако, мастер попал в немилость, его «обнаженные» были запрещены и реабилитированы лишь после смерти Сталина.

Но все же в России после революции 1917 года и утверждения коммунистической идеологии секс стал вытесняться если не из жизни (такое вряд ли возможно), то из сферы культуры… На выставке есть работы классика русской светописи Александра Гринберга, созданные в 20-е годы. О нем писали восторженно: «Его модели, полные истомы, обещали блаженство и неземную любовь»… Гринберг все же рискнул выставить свои откровенные этюды в 1935 году. И вскоре был арестован и осужден за распространение порнографии.

Николай Свищев-Паола. Натурщица с мячом. Середина 1920-х годов.

В Западной Европе 60 — 70-е годы стали торжеством сексуальной революции. Эротика ассоциировалась с освобождением от социальных табу и индивидуальных комплексов. Несмотря на железный занавес, новые веяния проникали и в СССР. В это время эротические снимки, как правило, затемнены, затуманены, стилизованы под гравюру. Обнаженные тела нередко просвечивают сквозь прозрачные ткани или дымку, уподобляясь призрачным теням. Но есть и более откровенные снимки. На них вольно позируют раскованные, балансирующие на грани вульгарности девицы, обнаженные, но в шляпах или ажурных колготках (что были в 70-е страшным дефицитом!), с сигаретами в ярко накрашенных губах…

После перестройки в России тоже началась сексуальная революция. Символом ее в первое время была ныне почти забытая актриса Наталья Негода, сыгравшая главную роль в фильме «Маленькая Вера», в котором на пару с Андреем Соколовым изображала половой акт. Она стала одной из первых русских женщин, чья фотография украсила обложку  «Плейбоя». С тех пор много воды утекло. Эротические картинки заполонили журналы, газеты, Интернет. Можно все. Но именно по этой причине сегодня так сложно создать в жанре ню что-нибудь оригинальное.

О современном развитии жанра ню рассказывают фотографии Андрея Чежина, Виктории Буйвид, Али Есипович и многих других.

Андрей Князев. Из серии ню. 1990-е гг.

Снимки петербургского фотографа Али Есипович уже демонстрировались на выставке в Мраморном дворце Русского музея несколько лет назад и, надо признать, шокировали публику. Дело в том, что фотограф показывала серию снимков обнаженных женщин весьма преклонного возраста. Любоваться же увядшей плотью, некогда столь обольстительной, а теперь почти отталкивающей, станет не каждый.

Посмотреть выставку можно до сентября.

↑ Наверх