В Северной столице ларьков со спайсами не осталось
Наркодилеры торгуют психотропными веществами через социальные сети и рекламу на асфальте
Ни одной открытой точки по продаже спайсов в Северной столице не осталось. Об этом корреспонденту «ВП» официально заявили в Управлении Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков (ФСКН) по Петербургу и Ленинградской области. Но чтобы избавить город от сетевой продажи этих психотропных веществ, Госнаркоконтроль должен получить право на признание конкретных синтезированных формул незаконными. Пока же эта процедура занимает от года до трех лет.
Подозрительные смеси изымаются килограммами,
но большинство пока
не признаны запрещенными психотропными веществами.
Напомним, войну спайсам объявил директор ФСКН Виктор Иванов. Выступив перед Государственным антинаркотическим комитетом (ГАК), он заявил, что на данный момент зафиксировано свыше 700 фактов отравлений этими смесями, из них более 25 — со смертельным исходом.
Одно из отравлений было на днях зафиксировано в Петербурге. 16-летнего подростка — жителя Калининского района — доставили с передозировкой спайсом. Возбуждено уголовное дело. Распространителя разыскивают. Правда, производство сейчас в ведении органов внутренних дел. Сотрудники Госнаркоконтроля не могут подключиться к оперативным мероприятиям, поскольку вещество, которым отравился юноша, не входит в число запрещенных в Российской Федерации препаратов.
А внос в такой реестр — очень сложный процесс. Для этого вещество должны признать вредным постановлением правительства РФ, а сама процедура занимает до трех лет.
Как рассказали корреспонденту «ВП» в Управлении ФСКН по СПб и ЛО, из-за такой нерасторопности органов исполнительной власти ларьки со спайсами стали открываться повсюду — рядом со школами и вузами вдруг возникала застекленная точка, которую украшала соответствующая реклама и где можно было свободно купить любой спайс с любыми вкусовыми добавками.
Например, курительные смеси, которыми в последнее время травились школьники (в основном), как докладывал ГАКу Виктор Иванов, содержали некое синтезированное вещество, которое не находится в перечне подконтрольных и, таким образом, не запрещено к обороту на территории Российской Федерации. То есть разрешено к свободному обороту.
Тогда УФСКН начало борьбу с точками, торгующими такими «легальными» веществами. Возможно, владельцев и не удавалось привлечь за наркоторговлю, но ларьки закрывали за незаконное предпринимательство. Подозрительные вещества изымали килограммами, но большинство еще не были признаны запрещенными психотропными веществами. Для примера, в этом году было изъято 650 граммов официально запрещенных веществ, хотя точки выявлялись и закрывались буквально десятками через день.
Появился даже новый термин — наркодизайнеры. Это те, кто за рубежом занимались модификацией формул, попадающих в список запрещенных.
Поэтому проблема осталась. Только из открытых ларьков перенеслась в социальные сети и рекламу на асфальте.
— Нам бы побольше оперативности. Приходит сигнал от наркологов об отравлении и новой формуле, похожей на предыдущие, но видоизмененной, а у нас не хватает полномочий. В противном случае мы бы очистили город от спайсов, — заявили корреспонденту «ВП» в Госнаркоконтроле Петербурга.
Но сейчас наркополицейские надеются на то, что в связи с поднятым шумом законодатели и министерства зашевелятся и дадут им инструмент борьбы со спайсами.
При этом они официально заявили:
— Надо быть очень смелым, чтобы сейчас торговать спайсами, поскольку война объявлена. И наркополицейские, и просто полицейские будут использовать все законные способы, чтобы привлечь торговцев спайсами к ответственности.
Между тем
Москва в этом году выделила 100 миллионов рублей на индивидуальные сертификаты, которые позволят обеспечить прохождение программ реабилитации пятистам потребителям спайсов.
Фото предоставлены Управлением ФСКН по СПб и ЛО