Газета выходит с октября 1917 года Sunday 22 декабря 2024

В Шереметевском дворце создали навигацию для незрячих

Теперь слепому человеку несложно будет сориентироваться в старинном дворце даже без сопровождающего

Правда, все это пока не в залах, но на входе во дворец и на лестнице, ведущей к экспозиции и в концертный зал.

Мы входим в любое помещение не задумываясь: нам видно, где дверь, где гардероб, куда идти, чтобы попасть на лестницу. Для незрячего все не так. Поэтому придуманы специальные тактильные направляющие — человек ногами чувствует, куда идти, чувствует, что вот именно здесь меняется направление. Такие тактильные направляющие теперь проложены от самого входа в Шереметевский. На стенах — таблички с пиктограммами и с надписями по Брайлю: вот гардероб, вот касса, туалет. На лестнице, ведущей на экспозицию, — тоже две таблички прямо на перилах. Там шрифтом Брайля написано, что вот тут перила начинаются, а тут заканчиваются. На первом этаже расположилась тактильная карта с аудиогидом. Четыре минуты записи основных сведений о музее можно послушать, прижав к уху телефонную трубку. А руками — прочесть, прочувствовать кончиками пальцев, как устроен музей.

Сделаны специальные тактильные направляющие — человек ногами чувствует, куда идти.


Алексей Мухин, директор знаменитой петербургской школы-интерната для слепых и слабовидящих детей имени Карла Грота, рассказал, что специалисты школы были одними из соавторов карты. В Школе имени Грота, кстати, есть специальные уроки ориентирования в пространстве. Мухин надеется, что теперь Шереметевский дворец будет еще одной «освоенной точкой петербургского пространства» для учеников. Директор, которому очень понравились напольные тактильные направляющие, сказал, что видел подобное в метро Берлина и Варшавы и хотел бы, чтобы у него в школе такие были. А почему бы и в нашем метро такое не сделать?

Кстати, оборудование Шереметевского дворца для навигации слабовидящих обошлось в 280 тысяч рублей, выделенных Евросоюзом. Создавали проект молодые дизайнеры Екатерина Чуракова, Мария Аксельрод и архитектор Ольга Роганкова на добровольных началах под руководством таких признанных специалистов, как профессор Университета Аалто Марьо Мяэнпяа (Финляндия) и дизайнер Ирина Головенок. Советовались и прислушивались к голосам специалистов из Библиотеки для слепых, в частности к рекомендациям тифлопедагога Анастасии Анисимовой.

Вела проект в Шереметевском дворце Наталья Феофанова, она напомнила, что для человека, лишенного возможности видеть, именно слух становится одним из важнейших чувств, ключом к восприятию мира. А в музее сосредоточена прекрасная коллекция музыкальных инструментов, проходят свыше 200 концертов ежегодно.

Корреспондент «Вечернего Петербурга» поинтересовалась у куратора проекта со стороны фонда «Про Арте» Натальи Хвоенковой, что же изменилось в филармонии Петрозаводска и в Библиотеке Алваро Аалто в Выборге. Наталья пояснила, что в здании филармонии также появились направляющие на полу, таблички и макет оркестра с музыкальными инструментами и рассадкой музыкантов — можно дотронуться и понять, как устроен оркестр. Библиотека же — памятник ЮНЕСКО, здесь направляющие делать не разрешили. Поэтому в рамках проекта создан тактильный план библиотеки — уникального, известного на весь мир архитектурного шедевра Аалто, созданы таблички с брайлевским шрифтом, буклет на Брайле, посвященный архитектуре библиотеки. Также придумали особые игрушки для детей, которые дают представление об архитектуре здания.

План этажей с выпуклыми элементами.

Шереметевский дворец — филиал петербургского Музея театрального и музыкального искусства, а также филармония в Петрозаводске и знаменитая Библиотека Алваро Аалто в Выборге стали участниками проекта фонда «Про Арте» в рамках программы «Слушая архитектуру, сочиняя пространства», которая была поддержана Европейским союзом.

↑ Наверх