Газета выходит с октября 1917 года Tuesday 23 июля 2024

В Союзе художников наступила «Весна»

1500 работ 800 художников до 4 мая можно увидеть в Выставочном центре петербургского Союза художников на Большой Морской, 38

Выставка эта, с одной стороны, традиционная. Ведь уже много лет в Союзе художников проводятся осенние и весенние выставки, на которых петербургские живописцы, графики, скульпторы показывают свои новые работы. В какой-то мере выставки ведут происхождение от весенних и осенних салонов императорской Академии художеств.


С другой стороны, нынешняя «Весна» — необычная. Как рассказал корреспонденту «Вечёрки» директор Выставочного центра Союза художников Александр Сайков, в этом году решили показать работы мастеров монументального и декоративно-прикладного искусства Петербурга.

Это решение оправдано. Ведь Союз художников насчитывает около 4000 членов. Даже если каждый представит только по одной работе, выставочный центр не сможет вместить всех. Кроме того, такой отбор дает возможность лучше структурировать экспозицию, дать целостную картину происходящего в монументальном и декоративно-прикладном искусстве. Живописцы, скульпторы и графики тоже не обижены — на последующих выставках приоритет отдадут им.

По словам Александра Сайкова, один из смысловых центров «Весны-2013» — экспозиция Императорского фарфорового завода: «Для выставки завод предоставил нам вещи из своего собрания, созданные современными художниками, специализирующимися по росписи, по лепке, по форме. Мы выставили эти работы в Большом зале, на почетном месте».

Есть и керамика. В этом виде декоративно-прикладного искусства много ярких, интересных работ. Поразили работы Льва Солодкова. По особой, лично изобретенной мастером технологии он создал работы, которые кажутся нерукотворными. Это арт-объекты, похожие на творения природы: кораллы или японские крошечные деревца-бонсай.

Впервые за последние 10 лет на весенней выставке появились работы петербургских художников-реставраторов. Поскольку реставраторы работают на различных музейных и церковных объектах, публике приходится довольствоваться фотографиями. Но даже по снимкам можно составить впечатление об их мастерстве. Кроме того, организаторы «Весны» дали возможность реставраторам предстать в новом качестве — показать творческие работы. Это станковая живопись, акварель, графика, разные жанры изобразительного искусства — портреты, пейзажи, натюрморты. Получился целый зал — около 200 работ.

«Заметно, что у реставраторов немного иной подход к творчеству, чем у их коллег-станковистов. Известно ведь, что у реставраторов есть кодекс, согласно которому из них не должен «вылезать» художник. Обычно ведь художник на первый план ставит самовыражение, собственное, индивидуальное видение. А подход реставраторов к станковому искусству необычен, интересен и для публики, и для искусствоведов», — рассказывает Александр Сайков.

В этом году мало работ художников-модельеров. В выставке приняли участие два творческих и семейных дуэта — Юлия Бунакова и Евгений Хохлов, которых называют самыми романтическими модельерами Петербурга, и Лариса и Павел Ткаченко, много лет работающие в сфере трикотажа.

Бунакова — Хохлов показывают красное платье из шелковой органзы, на кринолине. Отделанное в сложной технике «буфы», платье кажется воздушным, невесомым. «Мы сделали это платье для своей коллекции 2003 года, которую показывали на X Неделе высокой моды в Москве. К сожалению, эта Неделя стала последней, — рассказал вашему корреспонденту Евгений Хохлов. — Это платье, входившее в блок «Черное — Белое — Красное», мы демонстрировали также на выставке моды в Сингапуре. В Петербурге модель показывается впервые».

Художник по металлу Татьяна Шубина показывает арт-объект «Петух», сделанный ею из старых чайников, сковородок и кастрюль. Она часто работает с металлом, найденным на свалках, доказывая, что главное — не ценность материала, а творческая фантазия.

↑ Наверх