Газета выходит с октября 1917 года Sunday 24 ноября 2024

В далекой-далекой галактике

…точнее, в Лахте, в экспоцентре «Гарден-сити», прошел главный российский конвент фанатов фантастических книг, комиксов, сериалов и фильмов «Старкон»

Те, кому подобные забавы кажутся инфантилизмом, — опомнитесь: добрая часть сотрудников НАСА выросла на «Звездных войнах» и «Стартреке»; наши физики с лириками вскормлены Азимовым, Брэдбери и Стругацкими; выдающиеся технические решения сначала были описаны в фантастике. 

На конвенте можно было сфотографироваться с джедаем и принцессой Леей, а потом записаться в штурмовики.

«Старкону» больше 10 лет, проводился он в Москве, но в прошлом году сделал прыжок с переворотом, очутился в Питере и без всякой рекламы собрал тысячи полторы участников и зрителей. В этот раз было больше. Устроители (во главе с генеральным продюсером, вполне себе молодым человеком Игорем Пылаевым) аж пустили дополнительный автобус от метро «Черная речка». И уже в маршрутках можно было наблюдать зомби, героев аниме и некоторых других персонажей. Прочие бэтмены, джедаи, принцессы Леи и хоббиты пощадили общественность и наряжались уже на месте. 

Если московские конвенты были «для посвященных» (в основном фанов «Звездных войн» и «Стартрека»), петербургский «Старкон» пошел на популяризацию фантастического золотого запаса человечества. Можно было подойти к любому стенду (декорации делали сами фанаты) и получить полную информацию, кто есть кто в такой-то галактике. И так — прогуляться по вселенным «Вавилона-5», «Железного человека», «Трансформеров», «Доктора Кто», «Ходячих мертвецов»… Ваш корреспондент наблюдала трогательную сцену вербовки зрителей в новобранцы 501-го легиона из  «Звездных войн». Это едва ли не всемирная затея: люди записываются в легион и в костюмах солдат-клонов занимаются благими делами. У представителей российского 501-го легиона на столе стояли прозрачные коробки благотворительного фонда «Время помогать», под завязку набитые сотенными купюрами. 

На платформу, которая преобразовывала Тони Старка в Железного человека, норовили встать не только простые смертные, но и трансформеры, принцесса Лея и другие, и без того неслабые, товарищи.

Одни гости конвента прыгали и плясали, передавая свои движения виртуальным моделям на экранах; другие кучковались за настольными играми (милое зрелище — зомби, режущийся в карты с Бэтменом); третьи испытывали новые компьютерные игры; четвертые возле стенда Федерации космонавтики глазели на кусок метеорита Кампо дель Сьело, рухнувшего в 800 км от Буэнос-Айреса, когда самого Буэнос-Айреса еще не было — около шести тысяч лет назад.

Но были граждане, которые, чуть потолкавшись среди «Ходячих мертвецов» и персонажей японских мультов, окопались на конференции «Парсек-2013», куда координатор «научной зоны» конвента Яков Сомов пригласил в качестве лекторов если и не докторов наук, то людей, внесших в науку вполне весомый вклад.

Например, Виталий Егоров, основатель интернет-групп, следящих за «жизнедеятельностью» аппаратов на Марсе, рассказал, как они нашли утерянный в 1971 году советский марсоход «Марс-3». Им понадобилось всего ничего: фотографии поверхности Марса, сделанные с американского спутника (благо они выложены в Сети), некоторая помощь российских ученых (они не погнушались возиться с «любителями») и подмога НАСА (специалисты которого тоже были благосклонны и специально пересняли объект, в котором наши заподозрили утерянный аппарат). И оказалось — действительно нашли!

Второй энтузиаст, Александр Хохлов, в составе экипажа провел две недели на «Марсе» — на «марсианской» станции в пустыне штата Юта (США), где и специалисты (например, из НАСА) и любители (да хоть мы с вами) отрабатывают навыки, полезные при колонизации Красной планеты. Жара несусветная, влажность — 1%, наружу выходят только в скафандрах, едят то, что сами припасли, — и при этом еще нужно выполнять технические и научные работы, о чем рапортовать ежедневно в «марсианский» ЦУП. Это была, кстати, первая российская команда на станции. А в 2014 году какой-то экипаж осядет на станции в годовой изоляции. 

Сотрудник научно-технического центра «Амплитуда» Роман Беккиев пунктирно обозначил, какие коммерческие структуры каким бизнесом в космосе занимаются или намерены заниматься. Например, прошла уже сотня тестовых запусков частного пилотируемого корабля SpaceShipTwo, который будет доставлять на орбиту туристов. Там уже очередь: 500 мест забронировано, а возить будут по шесть человек (плюс два члена экипажа).

Компьютерный график Дмитрий Федоров поведал, как дома нарисовал 3-минутный компьютерный жутковатый мультфильм «Крепость», — у него туча просмотров в Интернете. А специалист по пластическому гриму Денис Райков, загримированный под монстра, рассказывал, как сотворить этого монстра без помощи компьютера. И насколько это виртуозное искусство — наносить такой грим. Важны и искусство гримера, и состав вещества (пластика должна держаться половину суток), и качества самого актера (мышцы лица должны быть так разработаны, чтобы мимика была видна и под толстенным слоем). В Советском Союзе была классная школа пластических гримеров, но наша киноиндустрия не требовала создавать межпланетных чудовищ в производственных масштабах, а в 1990-е эта школа, как и многое другое, почила. Сейчас наиболее талантливые работают больше на заграничных, чем на наших проектах. 

Одна за другой в течение двух дней шли лекции о роботах, о 3D-принтерах (способных распечатать в объеме любой объект), о генной инженерии, о том, как смастерить космические доспехи и маски.

…В США, в Сан-Диего, больше сорока лет проводится всемирный конвент поклонников фантастики ComicCon, куда запросто не попадешь — на него съезжаются со всех стран, билеты разлетаются в считаные минуты. У россиян теперь нет такой уж необходимости лететь в «далекую-далекую галактику», в Сан-Диего. В нашей тоже неплохо.

↑ Наверх