Газета выходит с октября 1917 года Wednesday 24 апреля 2024

«Просто руки опускаются!»

Заведующая детсадом рассказала о том, как приходится выкручиваться в условиях запредельного контроля и бумажной волокиты

Ситуация в детских садиках мало устраивает родителей, даже без учета периодически разгорающихся скандалов. И дело здесь даже не столько в бдительности родителей, сумевших уличить воспитателей в грубости и матерщине, директрис — в попустительстве гастарбайтерам и нянечек — в подхваченном сифилисе. Дело во всей той системе, которая не дает даже иллюзии защищенности ребенка, которого мы отдаем на попечение государства.
Как выяснилось, система эта мало устраивает и тех, кто в ней работает. Сегодня мы публикуем взгляд на эту систему изнутри. В гостях у редакции — заведующая детским садом, которая рассказывает о своих суровых буднях. На условиях полной анонимности. Иначе, как она выразилась, ее со свету сживут.

Про ремонт и гастарбайтеров
— Скандал в Невском районе, когда гастарбайтеров поймали на том, что они спят в детских кроватках, — лишь верхушка айсберга. Подобное творится чуть ли не в каждом садике города. И отнюдь не по вине заведующих. Детсад на лето можно закрыть только тогда, когда разрешают. Хорошо, если к этому времени поступили деньги на ремонт. Но чаще всего финансирование запаздывает как минимум на две недели, а то и на полтора-два месяца. И к тому времени, как ремонт надо бы закончить, он еще в самом разгаре.

Вести ремонтные работы в присутствии детей нельзя. А садик открывать надо. Выход один: разрешать работать по вечерам и ночам. Что мы и делаем. В моем садике в этом году ремонтные работы в последней группе закончились только к концу сентября, хотя гнали мы их как на пожар. У половины моих коллег примерно так же — у кого раньше, у кого позже. И это при том, что бригаду мы привлекали давно проверенную. Правда, и самой пришлось там дневать и ночевать: без присмотра их оставлять я боялась.

От редакции. Мы провели эксперимент: обзвонили все районы города, выбрав по одному садику методом тыка, и от имени редакции заявили, что на их детсад поступила жалоба по поводу затянувшихся ремонтных работ. Из 18 заведующих 14 (!) немедленно начали оправдываться и ссылаться на объективные причины.

Ешьте что дают
— Каждый год одно и то же: когда приходит пора закладывать номенклатуру продуктов для заключения договоров с поставщиками, нам дают не то, что нужно. И ладно бы такое повторилось раз-два, а то ведь уже и забыли, когда все нормально происходило! Разве что в советские времена. А когда мы требуем изменить список продуктов, нам отвечают: и так съедите! Как будто мы себе разносолы выбираем!

Это опасно. Дети должны получать рацион, хорошо сбалансированный по составу, — белки-жиры-углеводы-витамины и все прочее. А нам что подсовывают? И главное, непонятно, кто и зачем все это делает? Ведь сумма все равно в итоге остается прежняя, так почему бы внутри нее сразу не предусмотреть именно то, что нужно?

Однако и в этом году — как прежде — все было сделано «на глаз». У нас в сентябре огромный перебор молока, яиц, гречи, сметаны, манки, огурцов, томатов, чеснока, даже тушенки — хотя она в садиках вообще запрещена. И крайне не хватало рыбы, печени, геркулеса, моркови, свеклы...

Особенно плохо было без сгущенки. Три недели по понедельникам из-за этого приходится давать детям только сухие каши без молока, ведь с пятницы до понедельника обычное молоко хранить запрещено. Только к 1 октября удалось привести номенклатуру поставок в соответствие с СанПином!

Финансы и романсы
— Однако дело не только в ремонте, не только в питании. Дело во всей системе материального обеспечения детсадов. Каждая мелочь требует такой кипы согласований, что просто руки опускаются. Хотя стаж у меня больше 20 лет, пора бы и привыкнуть... Например, счет на игрушки у нас в районной администрации лежит с мая. Вначале его должен одобрить экономист, потом договорной отдел, потом — к юристу, потом — опять к экономисту, потом — к оплате в ГУЦБ — централизованную бухгалтерию. По дороге его пару раз потеряют или сунут не туда — и все по новой. А дети, естественно, до сих пор без новых игрушек. А если еще в счете окажется что-нибудь вроде магнитной доски — вообще пиши пропало, так как это не игрушка и не канцтовар и проводить ее надо совсем отдельным документом.

А уж что с зарплатой творится! Ну как так можно — закладывать зарплату сотрудникам детских садов только до октября! Мы что, последние три месяца в году святым духом должны питаться? Или те, кто это планирует, считают, что мы в октябре вдруг куда-то испаримся? И ведь это тоже из года в год повторяется, как по заказу! В итоге деньги, конечно, находят, но вы бы знали, после какой нервотрепки!

Нам говорят: развивайте, мол, платные услуги. Но персоналу от дополнительных услуг, которые они оказывают — занятий там или оздоровительных мероприятий, — достаются сущие копейки. Остальное оседает по каким-то иным статьям. А у коллеги в этом году вообще позорная история случилась. Ей, как и мне, «недозаложили» средства на зарплату и заставили отдать на эти цели деньги, заработанные на платных услугах. Вместо того чтобы доплачивать из них людям! В этих условиях заведующие принципиально заинтересованы в том, чтобы воспитатели у них работали с наименьшим стажем и квалификацией. Насколько это соотносится с интересами детей, думаю, понятно. Минимум, что может получить в нашей системе воспитатель, — 12 тысяч, максимум — 18. Это если высшая категория и стаж 25 лет.

Карательный контроль
— Контролирующие органы у нас превращены в карательные — иного слова и не подберешь. Положено вроде в год по одной проверке — куда там! Я подсчитала, в прошлом году у нас было 18 проверок. Одни пожарные приходили шесть раз, и меньше 15 тысяч штраф не накладывали. А это, между прочим, из моего личного кармана.

Роспотребнадзор помимо плановых проверок еще и внеплановые проводит — якобы по жалобам. Как-то раз заглянули на пару с прокурором без предупреждения — хотя обязаны были известить за сутки даже перед внеплановой проверкой. Это они, как нам сказали, просто по району гуляли. Бедную повариху до истерики довели: крышка мусорного ведра не закрыта, весы не помыты. Но ведь ее застали в разгар готовки, когда она как раз чистила овощи для обеда! Но разве объяснишь — штраф, и все тут.

Дальше — пуще. Роспотребнадзор выдал предписание заделать наглухо все проходы, которые вели на лестницу жилого дома. Пожарный надзор выдал предписание немедленно сделать в тех же местах эваковыходы. Ну как это совместить? А чего стоит требование мыть посуду хозяйственным мылом, хотя в новом СанПиНе об этом и слова нет, разрешены современные моющие средства при условии споласкивания посуды кипятком. А еще есть проверки охраны труда, природоохраны — там штраф до 30 тысяч, гражданской обороны, ГУЦБ, специалистов райадминистрации, технадзора, наконец, комитета по образованию...

Как можно с заведующей брать штрафы за то, что она сама решить не в состоянии? С коллеги в соседнем районе, например, третий год подряд берут штрафы за то, что в ее садике… деревянные  перекрытия!

Контрольная издевательско-раздевательная система тотального недоверия — вот как все это вместе называется. Ни к чему хорошему такое привести не может. И тот факт, что дети у нас присмотрены, накормлены, обучены, надо отнести не на счет системы, а на счет врожденной добросовестности нашего персонала. Но сколько же можно вот так его эксплуатировать?

— Любой сторонний человек, который заглянет в наши папки по проведению инструктажей, решит, что он попал в дурдом. Мы обязаны провести инструктажи и собрать под ними подписи детей (!) и взрослых на:
— порядок прохождения по лестнице;
— порядок использования лопаток;
— порядок использования кроваток;
— порядок игры с мячом;
— порядок работы с ножницами, карандашом, бумагой (с каждым по отдельности);
— порядок обращения с телевизором;
— порядок обращения с платяным шкафом;
— порядок обращения с окном.
И это еще не все.

Марина ГЛЕБОВА
↑ Наверх