В доме Клейна упали вазоны
В здании-памятнике уже несколько месяцев разрушаются исторические элементы декора
На террасе старинного дома на Кронверкском проспекте, 5, арендатор устроил настоящую помойку. Среди мусора валяются драгоценные архитектурные элементы фасадного декора — столетние каменные вазоны. Между тем недавно здание было включено КГИОП в перечень вновь выявленных объектов культурного значения.
С этой террасы балерина Нина Тихонова наблюдала варварское отношение
к произведениям искусства в 1920-е
Дом построен в 1913 — 1915 годах по проекту выдающегося инженера и архитектора Александра Клейна. Сейчас пятиэтажное здание занимает приборостроительный факультет Морского технического университета, бывшей Корабелки. Боковой фасад с многострадальной террасой находится во внутреннем дворе и почти вплотную примыкает к особняку Кшесинской, в котором находится Музей политической истории России. Поэтому происходящее на этом участке террасы надежно скрыто от глаз прохожих. Разглядеть упавшие вазоны и мусор можно только из окон факультета или через окно музейной лестницы, ведущей в залы, где проходит выставка к двухсотлетию войны 1812 года и русской военной разведки. От одной из посетительниц музея «Вечёрка» и узнала о том, что происходит в соседнем доме-памятнике.
— Мы с другом заметили валяющиеся среди мусора вазоны еще в начале лета, — рассказала петербурженка Ирина Д., — а в сентябре пришли на новую выставку и увидели: ничего не поменялось, только хлама на террасе прибавилось. Варварское отношение к нашему наследию горько и возмутительно. Получается, если с улицы терраса не видна, можно ничего не делать, пусть себе разрушается? Но мы и так одну за другой теряем архитектурные ценности. В том числе и из-за равнодушия людей, которые обязаны за них отвечать.
Здание на Кронверкском, 5, включено КГИОП в «Перечень вновь выявленных объектов, представляющих историческую, научную, художественную или иную культурную ценность» в 2011 году. Официально признано памятником архитектуры и истории.
— За содержание объекта культурного значения отвечает пользователь, — рассказала «Вечёрке» и. о. пресс-секретаря КГИОП Нателла Давыдова. — Причем он должен делать это за свой счет. Если обнаруживается какое-то повреждение, пользователь обращается в наш комитет, чтобы наши эксперты могли оценить состояние объекта и решить, нужна ли ему реставрация. Вазоны на террасе при падении могли повредиться, но нам было неизвестно, что они упали. Морской технический университет нам об этом не сообщил, хотя и обязан это сделать.
В КГИОП подчеркнули, что обратиться в комитет и рассказать о том, что со старинным зданием, памятником или другим объектом что-то случилось, может любой человек, а не только пользователь. Но заявление обязательно должно быть письменным. О судьбе вазонов на Кронверкском чиновникам из комитета не написал никто. Значит, они так и будут лежать среди мусорной свалки, устроенной в доме-памятнике в центре города?
Бережно относиться к наследию предков мы все еще не научились
В Морском техническом университете на вопросы корреспондента «Вечёрки» о том, почему упали вазоны и когда их поднимут и расчистят балюстраду, пока ответить не смогли. Пообещали разобраться.
Здание, которое занимает Приборостроительный факультет бывшей Корабелки — Дом Второго Каменноостровского товарищества устройства постоянных квартир. Дом, построенный в стиле неоклассицизма, украшают вазоны, необычная кирпичная ограда и скульптуры львов. На сайте Citywalls, посвященном городской архитектуре, говорится, что особенно примечательны в этом доме решетка двери лифта (ковка, литье), а также кариатиды в коридорах. В стене во дворе когда-то был фонтан в виде льва, извергающего из пасти воду. Кое-где в аудиториях сохранилась лепка: розетки, карнизы.
— Вазоны вошли в моду с XVIII века, использовались в архитектуре разных стилей, — рассказывает архитектор Егор Глаголев. — Часто этот элемент декора называют просто вазами. Но в отличие от них вазоны, которые часто размещали на венчающих частях зданий, всегда закрыты сверху. В Петербурге среди самых богатых вазонами районов — Петроградский и Пушкинский. Многие из этих интереснейших элементов архитектурного декора уже навсегда утрачены — разбиты, украдены или просто выброшены.
Тем более достойно сожаления, что еще одно историческое здание может лишиться уникального декора.
Интересны воспоминания балерины Нины Тихоновой, которая жила в доме архитектора Клейна в послереволюционные годы.
«По всему фасаду этого дома тянулась терраса, — писала Нина Тихонова в мемуарах. — С нее я однажды наблюдала, как в соседнем дворе особняка Кшесинской мальчики из колонии дефективных детей, которая там почему-то помещалась, забавлялись, рубя топором большой белый рояль, и швыряли о стену фарфоровые статуэтки».
Метки: Про Петербург Музейное дело Из первых рук Истоки Реставрация
Важно: Правила перепоста материалов