Газета выходит с октября 1917 года Monday 6 мая 2024

В городе Сочи шумные ночи

Корреспондент «ВП» проинспектировал состояние олимпийских объектов

Электронные часы, которые отсчитывают время до начала зимних Олимпийских игр и Паралимпийских игр-2014, бегут неумолимо. Именно этот таймер, установленный в Сочи в июне перед фасадом Морского вокзала, три года назад работал (и сломался) в Канаде, в Ванкувере. В тикающих часиках, которые пустили в городе-курорте ровно за тысячу дней до открытия Белой олимпиады, нет ни бриллиантов, ни каких-либо технических новинок, они скромны по дизайну — стилизованно изображают Кавказские горы и море. И все-таки часы ведут в большое будущее, которое наступит весьма скоро.

Часы у Морвокзала символизируют, по авторской задумке, единство гор и моря. Фото: Натальи ЧАЙКИ

Сочи теперь — одна большая стройка. Она затронула даже центр Курортного проспекта — главной артерии Сочи. Воспитанники детской спортшколы дзюдо месят глину ногами. Рядом со спортшколой лихорадочно возводят мост для второго сплошного пути на железнодорожной линии Туапсе — Адлер (дабы наконец избавиться от надоевшей всем одноколейки) и мост через речушку Бзугу. В том месте параллельно еще строят грандиозный виадук — для новой дорожной развязки.

Многие объекты транспортной инфраструктуры требуют поистине новаторских решений.

«Вот полюбуйтесь: мост через Сулимовский ручей — он строится на высоте до километра над уровнем моря; для него возводятся 9-метровые опорные стены, которые, как мы рассчитываем, выдержат землетрясение в 9 баллов, — гордится своим еще недостроенным детищем руководитель сводного студенческого отряда ростовского Университета путей сообщения Евгений Аббакиров. — Аналогов ему в мире нет».

Медленно, но верно строится автодорога, совмещенная с железной дорогой, Адлер — Красная Поляна, которая проложена по левому берегу Мзымты и даже над рекой. На пути в 50 километров в горах были пробиты 12 тоннелей — их строили одновременно с двух сторон: долбили уникальными геологическими щитами, которые, как говорят специалисты, работали в десять раз быстрее горнопроходческих комбайнов.

Со стороны стройка выглядит странно: молодые люди на своем горбу волочат в гору мешки с цементом и песком. Оказывается, именно так на стройплощадку доставляют материалы. Кто именно? Уж не Равшан ли и Джамшуд? Нет, Виктор Ялов, студент из Ростова-на-Дону. «Мы здесь работаем уже почти два месяца, — гордо заметил он. — Если бы не диплом, который у меня на тему олимпийского строительства, остался бы тут и подольше».
Вспомнилось: «Сработаемся, студент!»

Кроме того, в Сочи высадились еще 40 студентов из Ростова-на-Дону. Будущие тоннельщики возводят один из самых уникальных в инженерном отношении олимпийских объектов — тоннельный комплекс номер 3 горного кластера на трассе Адлер — Ахцу: ради него пришлось пробить несколько штолен протяженностью три с половиной километра каждая. Аналогов ему в России тоже пока нет.

В новой Олимпийской деревне, которая предназначена для спортсменов, выступающих в беговых лыжных видах, предусмотрен даже бассейн с подогретой водой. Фото: Натальи ЧАЙКИ

В один из очень жарких дней на стройку заглянул Анатолий Пахомов. Мэр Сочи сам когда-то командовал сводным отрядом студентов. А начинал свою карьеру Анатолий Николаевич, как выяснилось, трактористом.

«Я ж молодой был и рвался на танцы, — вспомнил свою юность градоначальник Сочи. — Но когда слезал с трактора, у меня волосы жирные-жирные были… знакомо, да? Отмыть их было невозможно, потому и гулять не ходил».

Кроме того, мэр Сочи побывал на стройке нового футбольного 45-тысячника, где уже смонтированы бетонные основания чаши и трибун — осталось только «насадить» на них сиденья. На базе стадиона создадут центр подготовки всех сочинских футбольных команд — от юношеских до профессиональных. Если последние из таковых еще появятся — после развала сочинской «Жемчужины», которая была частным дорогостоящим проектом, энтузиазма на футбольный счет в южной столице России убавилось.

Впрочем, однажды мэр Сочи Пахомов приехал прилюдно краснеть — 21 июня на участке объездной дороги Адлер — Красная Поляна обвалился мост, который в свое время открывал Владимир Путин. Сюжет рискнули показать лишь по одному из скромных кабельных телеканалов. Анатолий Николаевич в прескверном настроении махал руками: «Нет, вы мне объясните, как у вас мог рухнуть олимпийский мост!!!» А журналист, который подготовил сей сюжет, предположил: из каждых 10 рублей, которые были выделены на строительство объекта, 9 украли.

По словам инспектора Международного олимпийского комитета (МОК) Жан-Клода Килли, подготовка к Играм-2014 идет с опережением графика — до конца года будет выполнено 80 процентов общестроительных работ. Фото: Натальи ЧАЙКИ

 

Олимпийские объекты разных стадий готовности

1. Горнолыжный комплекс «Роза Хутор»
Уже сконструированы и оборудованы 6 горнолыжных трасс. С февраля этого года действуют канатные дороги, по которым перевозят даже технику. Кроме того, работают система искусственного освещения, 6 метеостанций, пункты противопожарной и противолавинной служб. Функционируют 4 подъемника, система искусственного оснежения склонов. Что любопытно: насосную станцию, которую уже установили, впору заносить в Книгу рекордов Гиннесса: она крупнейшая в мире (14 турбинных насосов работают одновременно).
Строительство сноуборд-парка, фристайл-центра и Олимпийской деревни для горнолыжников планируется завершить в феврале 2012 года.

2. Конькобежный центр
Завершены работы нулевого цикла: установлена плита фундамента, проложены временные сети коммуникаций, стабилизирован грунт, оборудована подземная галерея и выходы для спортсменов. Началась укрупненная сборка металлоконструкций, среди элементов которой присутствуют и уникальные безопорные пролеты длиной 104,6 метра.
Конькобежный стадион с ледовыми дорожками и трибунами на 8 тысяч зрителей должны сдать в эксплуатацию в сентябре 2012 года.

3. Арена для керлинга
Собран каркас здания — на возведение четырехэтажной арены с трибунами на 3 тысячи зрителей хватило полугода. Благо строили арену из сборно-разборных конструкций, как и ледовый каток для шорт-трека.
Отделку помещений завершат в 2012 году.

4. Автотрасса «Формулы-1»
Работы, начавшиеся в октябре 2010 года, вяло текут на 10-километровом участке, 5 из которых выделены непосредственно для гоночного полотна. Готовится основание под устройство дорожного покрытия. Задействованы 135 единиц спецтехники и всего лишь 260 рабочих и иных специалистов.
Завершить трассу, предназначенную для чемпионата мира по автомобильным гонкам в классе «Формула-1», планируется в будущем феврале.

5. Олимпийский вокзал
Утвержден архитектурный облик олимпийского вокзала — с высоты он будет напоминать летящую над Имеретинской низменностью чайку. Завершаются устройство шунтового ограждения котлована и буровые работы; забивают сваи под фундаменты для основного здания вокзала, навеса над привокзальной площадью, парадной лестницы и подземного перехода. На 10-метровую высоту поднялся паркинг — многофункциональное здание, включающее автостоянку, комнаты матери и ребенка, помещения для «длительного отдыха пассажиров».
Если все пойдет удачно, то вокзал, который сможет принимать до 9 тысяч пассажиров в час, достроят в середине будущего года.

Владислав ПАНФИЛОВ
↑ Наверх