Газета выходит с октября 1917 года Monday 25 ноября 2024

В городе-музее живут памятники с непростой судьбой

Из семи десятков монументов Ленина Северная столица сохранила семнадцать

Среди всех выдающихся людей, которых в нашем городе когда-либо пытались увековечить для истории в бронзе и мраморе, до сих пор лидирует вождь мировой революции. Когда-то в городе насчитывалось семьдесят памятников Ленину — никогда никому столько не посвящали. Сейчас их осталось всего 17. Судьба большинства из исчезнувших 53 неизвестна — во всяком случае большинству петербуржцев. В спасении одного из них участие принимала «Вечёрка». Знаменитый памятник Ильичу работы скульптора Томского, восемь лет назад исчезнувший с Варшавского вокзала, был обнаружен корреспондентами «ВП» в загородной мастерской Музея городской скульптуры. Благодаря этому монумент был перевезен в Академию имени Лесгафта и установлен во дворе вуза.


А первый памятник Ильичу, изображающий вождя в полный рост, был установлен в городе Ленина в 1925 году на проспекте Обуховской Обороны, в сквере возле Невского машиностроительного завода. Автор — скульптор Харламов. Доподлинно известно, что деньги на этот памятник собирали сами рабочие предприятия. И что, когда в 1990-е этот памятник хотели демонтировать, рабочие его и защитили. Напомнили, что построен он на средства трудящихся, и только они сами могут решать, нужен им Ильич или нет.

Один из самых высоких памятников Ленину стоит на площади возле Финляндского вокзала. Это работа скульптора Евсеева и архитекторов Щуко и Гельфрейха. С этим монументом связано множество легенд и историй. В том числе и печальных. Четыре с половиной года назад, в апреле, он был варварски изувечен вандалами, на восстановление ушел год.

— Старые петербуржцы знают, что если проследить взглядом, куда указывает рука вождя, окажется — прямо на Большой дом, — рассказывает профессиональный строитель, а ныне краевед-любитель Геннадий Сергеев. — На это же здание направлен и указующий перст бронзового Ленина возле Смольного, и пушка крейсера «Аврора». Такой «бермудский треугольник» получается. Что это означает — вопрос философский, на него каждый отвечает себе сам.

В самом конце 1960-х Сергеев руководил строительством мастерской на Петроградской стороне — для скульптора Михаила Аникушина. Огромная мастерская понадобилась для того, чтобы великий скульптор смог изготовить опять же памятник Ленину к столетию вождя.

— У Аникушина было только одно пожелание — чтобы от его дома до мастерской можно было ходить пешком. Выбрали место в глубине Песочной набережной. Построить мастерскую нужно было в кратчайшие сроки. Объект был сложный, мы катастрофически запаздывали со сроками. Соответственно, Аникушин никак не мог начать свою работу, а у него тоже были жесткие сроки, ведь монумент должен был быть открыт точно к юбилею, — вспоминает Геннадий Викторович. — Мы его сильно подводили. Михаилу Константиновичу достаточно было сделать один звонок руководителям города и пожаловаться на задержку сроков строительства мастерской. И все, моя голова полетела бы с плеч. Так вот, Аникушин был удивительно чутким, добрым и понимающим человеком. Сейчас говорят — карьеристом был. Не верьте! Он был тружеником и настоящим интеллигентом, редкой души человеком. Потому никуда не жаловался, наоборот, еще и меня успокаивал: «Успеем». И успел. Работал сутками, в еще недостроенной мастерской, но сделал работу в срок.

Геннадий Викторович вспоминает, что когда памятник открывали, когда сняли с огромного монумента ткань, министр культуры Екатерина Фурцева, взглянув на него, негромко воскликнула: «Балерина!» И действительно, этот Ленин словно в стремительном движении застыл на своем огромном монументе. Как будто вот-вот упорхнет.

А мастерская Аникушина на Песочной набережной тоже стала своего рода памятником. В ней открыт музей Михаила Константиновича.

— Но это неудачный проект. Он не отражает личности скульптора, ничего не говорит о том, как он работал и жил, — считает внук художника Константин Аникушин.

Впрочем, это уже совсем другая история. Она о том, как важно ценить и беречь каждую крупицу собственной истории. Всегда. Иначе вместе с бесценными сокровищами, созданными великими людьми, однажды мы потеряем и себя.

↑ Наверх