В горячке можно и ферзя со слоном перепутать
Что мы знаем о шахматном блице «Вечёрки»?
Завтра — 58-й Открытый чемпионат города по молниеносной игре в шахматы (по блицу) на призы «Вечернего Петербурга», который наша газета организует совместно с Санкт-Петербургской шахматной федерацией. По традиции турнир посвящается памяти его многолетнего вдохновителя заслуженного работника культуры РФ Валентина Семёнова (часы пустят в 15.00).
Что мы знаем о турнире? Вспомним славные страницы его более чем полувековой истории.
Иван Краско помнит еще первые турниры на призы «Вечёрки». А Петр Свидлер еще ни разу в них не побеждал. Фото: Натальи ЧАЙКИ
Придумали турнир…
…журналист «Вечёрки» Валентин Семёнов и гроссмейстер Александр Толуш, которые встретились в парке — за доской. Задумались: как бы привлечь к игре побольше земляков?
— Для этого лучше подходит блиц, — размышлял Толуш. — Пусть ваша газета достанет призы, а я организую шахматную общественность.
— Да. А начать надо с коллективов физкультуры предприятий, учреждений, учебных заведений, воинских частей, — уточнил Семёнов. — Чтобы весь Питер сел за шахматные доски, ведь «пятиминутки» не требуют много времени для проведения таких турниров.
Соль идеи заключалась в том, что все питерские любители шахмат теоретически могли сыграть в турнире против знаменитостей. А самый первый финал...
Самый первый финал...
...состоялся 19 декабря 1954 года. Болельщики плотными кольцами окружили десять столиков с черно-белыми досками, за которыми сидели легендарные шахматисты Борис Спасский, Виктор Корчной, Марк Тайманов. Они разыгрывали установленный прямо на сцене (чтоб всем было видно) большой ламповый радиоприемник «Нева» — последнее слово радиотехники. Главный приз достался Корчному.
Вечер шахмат плавно перетек в банкет, который Виктор Львович организовал на крыше гостиницы «Европейская». Ресторан уже закрывался. Но хозяева, увидев Корчного, махнули рукой на регламент. Праздник завершился глубоко за полночь.
...Через год наш главный приз стал более весомым и в прямом, и в переносном смысле — телевизор! Достался он Борису Спасскому, который заявил:
— А я остался, можно сказать, «при своих». Когда я ехал на турнир, карманники украли у меня в автобусе часы. А стоили часы как телевизор.
Девушки сели за доску…
…с 1966 года, когда впервые на турнире состоялся женский блиц. С тех пор они приходят в клуб не только в шахматы сыграть, но и себя показать и… на себя посмотреть.
В 2005 году многократная победительница турнира гроссмейстер Екатерина Корбут пришла в шахматный клуб за очередным призовым телевизором и для того, чтобы взглянуть на шарж, который сделали на нее организаторы международного турнира в Баден-Бадене. Гроссмейстер поразилась. Чему? Во-первых, тому, что в Баден-Бадене «вообще кто-либо слышал про Екатерину Корбут», во-вторых, своим изображением на шуточном рисунке. «Разве это я? — вздохнула девушка, надув тонкие губки. — Совершенно непохоже».
Экс-чемпион мира наверстывал упущенное…
…в 1970 году, когда на турнире ждали Михаила Таля, рижского гроссмейстера, экс-чемпиона мира, знаменитого своими шахматными комбинациями, — он давно мечтал сыграть в наш блиц.
Жеребьевку назначили на 18 часов, а часом раньше в чигоринском клубе раздался звонок.
— Вылет задерживается, — уныло сообщил Таль. — Пожалуйста, забронируйте мне место при жеребьевке, а я обязательно доберусь до Ленинграда и наверстаю пропущенные партии.
Судьи тянули время, а Таля все не было. Виктор Корчной, один из явных претендентов на победу, уже требовал включить рижанина в турнир вне конкурса. Начался седьмой тур… и тут в зал внесся Таль. Через две минуты первый его противник в знак капитуляции положил своего короля на доску. Во время минутного перерыва Михаил выиграл еще две пропущенные партии. Потом еще и еще. К заключительному, 19-му туру легендарный гроссмейстер обошел лидировавшего поначалу Корчного, с которым ему предстояло встретиться в решающем поединке.
Ах, какая это была партия! Зал замер. И только кнопки часов беспрестанно хлопали в тишине.
Это была настоящая рождественская сказка. Таль играл с волшебным подъемом и заслуженно выиграл партию, а вместе с ней и турнир.
Как ферзь оказался слоном
Питерский блиц — не бессмысленный, но беспощадный: он рождает жесткие курьезы. Даже гроссмейстеры, случается, зевают фигуры, а то и ферзя.
Однажды на турнире питерский блицер Игорь Рудык громил за доской школьницу Евгению Кузеванову, у которой и фигур-то не осталось. Провел пешку, поставил ферзя. Объявил девушке мат. «Ничья!» — огорошил судья. «Я думал, это ферзь, а оказался слон», — плюнул удрученный Рудык.
Но это что: на предварительных соревнованиях «гроссмейстеры» азартно и уверенно сражались в блиц... без короля. Сделали множество ходов, кто-то кому-то собирался объявить шах — и тут ошибка обнаружилась. «Был невозможный ход», — заявил один из игроков. «Невозможным ходом тут не пахнет, — возразил судья Андрей Егоров. — Это невозможная позиция. Ничья!»
Байка от Марка ТАЙМАНОВА:
— Я играл в блиц со всеми сильнейшими гроссмейстерами мира, и помногу, но с Михаилом Ботвинником лишь однажды. Он был настроен критически к партиям-пятиминуткам. Но однажды на каком-то сборе в Подмосковье пригласил меня к себе в номер. Я, заинтригованный, пришел. Михаил Моисеевич запер дверь на ключ, задернул шторы на окнах и предложил: «Давайте сыграем в блиц! Но прошу сохранить это в тайне».
Я был потрясен, услышав от Ботвинника столь неожиданное предложение. Но ответил: «С удовольствием!» — рука-то у меня была, что называется, набита. И я выиграл у него — 7:3 — в десяти партиях. Но по его просьбе хранил тайну почти полвека.
Суббота, 10 декабря.
58-й Открытый чемпионат Санкт-Петербурга по молниеносной игре в шахматы (по блицу) среди мужчин.
46-й Открытый чемпионат Санкт-Петербурга по молниеносной игре в шахматы (по блицу) среди женщин.
Городской шахматный клуб имени М. И. Чигорина (Большая Конюшенная ул., 25). Участвуют гроссмейстеры, международные мастера, мастера ФИДЕ, а также все желающие, которые могут подать заявку в клубе 10 декабря до процедуры жеребьевки.
Начало — в 15 часов.
Фил ПАНОВ