Газета выходит с октября 1917 года Saturday 27 апреля 2024

В гостях на детской половине

В Царском Селе открылась уникальная выставка

 

В Царском Селе открылась уникальная выставка

Эти игрушки — старинные куклы и игры, колясочки, кораблик, кукольные мебель и посуда, трогательные медвежонок и лошадка на колесиках — вернулись на детскую половину Александровского дворца спустя десятилетия с тех пор, как их владельцы — дети последнего российского императора Николая II отправились из своего дома в гибельный путь на Восток, к дому Ипатьева…

 

 

В Александровском дворце ГМЗ «Царское Село» открылась выставка «На детской половине». Журналистам разрешили посмотреть на самые последние приготовления — еще не все этикетки на месте, еще несут вазы с огромными букетами сирени, аромат которой заполняет залы, еще ветер из открытых окон шевелит ткань, на которой — огромный портрет Александры Федоровны с детьми… мгновенное ощущение от трепета ткани мимики живых лиц.

Александровский дворец был домом сначала для семьи Николая I — детскому быту Николаевичей посвящен первый зал. Уникальна коллекция детских мундирчиков из фондов ГМЗ «Царское Село». А вот детская мебель великой княжны Марии Александровны прибыла в Царское из усадьбы Останкино… Вообще судьба коллекции детской половины сложилась драматично — дважды музей пытались расформировать, и в 1931 году это удалось. Игрушки, куклы, игры были розданы в школы, приюты, колонии, что-то попало в Музей игрушки в Загорске, ныне Сергиевом Посаде. 

 

 

Заместитель директора ГМЗ «Царское Село» по научной работе Ирида Ботт, рассказывая о судьбах вещей детской половины, отмечает, что скорее всего это «разорение» в 1931 году спасло вещи — ведь в начале войны вряд ли успели бы их вывезти. Все бы погибло, пропало в оккупации.

Теперь же мы можем все внимательно разглядеть — вот куклы, игрушечная посуда, колясочки, принадлежавшие девочкам. Ольга, Татьяна, Мария, Анастасия — дочери Николая II придумали себе общее имя «ОТМА», так подписывали поздравления родителям. Ольга была очень одаренной — писала стихи, пела, обладала феноменальной памятью, Татьяна — любимица отца, мастерица выбирать подарки, Мария — красавица с романтической внешностью, Анастасия — про нее Вырубова писала, что из этой девочки-проказницы, «настоящего сорванца», созданной словно не из плоти, а из ртути, обладающей «талантом мима», вполне могла бы получиться комедийная актриса. 

 

 

Цесаревичу Алексею из Лондона отец привез индейский вигвам, пирогу, головной убор — чтобы играть в индейцев. А вот караульная будка, куда может поместиться маленький мальчик. Есть фото в ГАРФе — наследник с ружьем «на караул», рядом с этой самой будкой… 

На выставке впервые экспонируется театральная ширма и перчаточные куклы — французский театр «GUIGNOL» из фондов музея московского Театра кукол Сергея Образцова. Директор музея Борис Голдовский рассказывает историю почти детективную — эта ширма с куклами прибыла в театр в 1945 году из Загорска, но лишь в 2007-м при реставрации обнаружили надпись «Александровский дворец, половина наследника, № 333». Потом уже, в процессе изучения, пришли к выводу, что куклы имеют портретное сходство с членами семьи Николая II, самим императором и даже няней детей. Только бородатый Арлекин не имеет портретного сходства. «У перчаточных кукол кукловод надевает куклу на руку, и один из пальцев оказывается в кукольной голове. Так вот, чтобы удобнее было, в головы иногда подпихивают бумагу, — рассказывает Голдовский. — В одной из кукол мы обнаружили такой вот крепко скатанный обрывочек. Развернули — там план какого-то дворца, только обозначения помещений не дворцовые совсем — «сестринская», «операционная». Только потом догадались мы, что в Первую мировую в Екатерининском был лазарет, а императрица с девочками были сестрами милосердия…»

В коридоре детской половины — фотографии детей, в том числе и фото девочек с матерью в форме сестер милосердия Первой мировой, и стихи, которые написал прапорщик Гумилев в 1916 году, находясь в Царскосельском лазарете, на день рождения великой княжны Анастасии пятого июня по старому стилю.

 

Галина АРТЕМЕНКО, фото автора
↑ Наверх