Газета выходит с октября 1917 года Wednesday 25 декабря 2024

В каких садах каких таких оранжерей cадовник Мюллер и поныне обитает?

До 17 июня в Михайловском саду Русского музея можно узнать, с чего начинается Родина

Ответы на этот вопрос, воплощенные в цветах, траве и деревьях, представили 36 участников Пятого международного фестиваля «Императорские сады России».

«Не важно, что именно ты делаешь, важно, чтобы все, к чему ты прикасаешься, меняло форму, становилось не таким, как раньше, чтобы в нем оставалась частица тебя самого. В этом разница между человеком, просто стригущим траву на лужайке, и настоящим садовником», — недавно ушедший из жизни великий Рей Брэдбери писал об этом в своем знаменитом романе «451 градус по Фаренгейту».

Среди 36 участников фестиваля садовников оказалось не так уж много (если брать по гамбургскому счету).  

Вензель князей Юсуповых.

Кипарисы под снегом

Открывает эту выставку одна из самых неудачных, на мой взгляд, композиций, посвященная Жану-Батисту Леблону — первому главному архитектору Санкт-Петербурга, автору генерального плана. Это совместный русско-французский проект, который по замыслу должен символизировать знаменитое «окно в Европу», прорубленное дерзким императором России Петром Первым, и связь двух культур.

Но если не знать об этом, ни за что не догадаешься, что означает эта усложненная, вычурная, разделенная на две равные части (регулярная французская и пейзажная русская) композиция, связанная алой лентой. Также не поймешь, что стройные кипарисы, оказывается, обозначают русские ели, склонившиеся под тяжестью воображаемого снега. А красная лента — ни много ни мало связь времен. 

Заветный вензель…

Созданные из желтых и лиловых цветов императорские вензеля на Масляном лугу — бесспорная удача. 

Композиция, для создания которой объединились Русский музей и пригородные музеи-заповедники, напоминает нам о том, кому, собственно, мы обязаны всеми этими чудесными садами и дворцами, — представителям династии Романовых. В причудливых завитках вензелей легко узнать инициалы Петра Первого, Екатерины Великой, Павла Первого, его супруги императрицы Марии Федоровны, любовно обустраивавшей в свое время Павловск, и Александра III, создавшего Русский музей. В центре — сложенный из живых цветов герб Российской империи. Этот выполненный по архивным документам цветник после окончания выставки предполагают воссоздать на историческом месте — перед главным зданием Лесотехнического  университета.

Каждый может стать героем картины Казимира Малевича.

Улыбайтесь, господа!

Инсталляция фирмы «Садовник Мюллер» пленила сердце сразу, с первого взгляда. Казалось бы, просто и незатейливо — легкая конструкция вроде шатра из прозрачного белого шелка, внутри круглый стол, на нем самовар, открытая книга, огромные яблоки. И солнце, и аромат пионов, и безмятежность… А рядом — подобие крестьянской избы, деревянного дома. Проект интерактивный, за столом у самовара можно посидеть, листая книжку, позагорать в удобном кресле и даже попробовать яблоки. Правда, яблоки не из наших садов, признались авторы. Это импортный сорт, купленный на рынке.

Графские дворцы и…

Сквозь прозрачный баннер с силуэтом красивого дворца просвечивает летний день. От призрачного крыльца идет дорожка, которая затем сплетается в знак бесконечности. Автор проекта — ландшафтный архитектор из Гомеля Светлана Прищепова — рассказала, что проект символизирует связь времен и путь человечества, уходящий в бесконечность. А прекрасный дворец был построен в Гомеле в XVIII веке для графа Румянцева, потом им владели Паскевичи, в советское время там был дом пионеров, а теперь — музей. «Приезжайте к нам в гости, — пригласила Светлана. — Реставрация дворца уже завершена, вскоре приступаем к реставрации огромного, 34 гектара, парка на берегу реки Сошь».

…бабушкины садики

У края газона стоят три картины: копии «Бабушкиного сада» и «Московского дворика» Поленова и компьютерное соединение обеих. Дальше разворачивается композиция, напоминающая ожившие поленов­ские пейзажи. 

«Мы решили привезти в Петербург часть Москвы конца XIX века, — рассказала Надежда Журова. — Своевольно совместили две картины Поленова, что дало нам возможность сделать инсталляцию на ностальгические темы старого Арбата, поэтических бабушкиных садов и московских двориков. За основу воспоминания о былой Москве мы взяли перепрелый листик, красивый и эфемерный, который  того гляди осыплется. Нехитрые растения, которые вы здесь видите, мы специально привезли из Москвы: березы, рябины, акации, кусты калины и даже лопухи…»

На вопрос, можно ли еще найти такие дворики и особнячки в Москве, Надежда тяжело вздохнула: «Они исчезают прямо на глазах. Эта инсталляция — крик души, наша просьба сохранить то, что еще осталось». 

Фирма «Садовник Мюллер» приглашает отдохнуть у самовара и попробовать яблоки.

Старые ботинки и развесистая клюква

Подводя итоги, можно сказать, что тема «С чего начинается Родина?» оказалась слишком сложной для многих участников, хоть организаторы и неплохо пофантазировали, предложив множество разделов — от императорских резиденций и дворянских гнезд до русских сказок. И все равно одни ударились в пафос, другие не смогли избавиться от штампов а-ля рюсс: березки, матрешки, самовары и, конечно, куда же без него, — Казимир Северинович Малевич, звезда русского авангарда.

Прозаичнее, но оригинальнее решили тему российские студенты и их немецкие партнеры из Школы природопользования. Они продемонстрировали иной подход, идя не от общего к частному, а от частного к общему, от себя. Идея каждого запечатлена на планшете, а из планшетов составлен лабиринт. Блуждая по лабиринту, можно оставить и свой предмет, который символизирует Родину лично для вас, будь это любимая книга, плюшевый мишка или ключ от дома, где прошло детство и который уже давно снесен, оставшись только в вашей памяти. 

«Я бы оставила здесь свои старые туфли, — призналась руководитель рабочей группы фестиваля Ольга Черданцева, — говоря тем самым, что моя родина там, где мне все по размеру, нигде не жмет».

Бабушкин сад и московский дворик. Надежда Журова.

От редакции

Вплоть до недавних времен Петербург был очень зеленым городом. По данным «Википедии»,  в 2000 году на одного жителя приходилось около 65 кв. м зеленых насаждений. Увы, это в прошлом. С каждым не то что годом, а днем зелени все меньше. Все чаще слышишь о том, как в каком-нибудь очередном дворе уничтожили зеленый скверик ради уплотнительной застройки или стоянки для авто. 

И ведь уничтожаются не только зеленые насаждения во дворах, но и знаменитые сады и парки. С каждым годом от Удельного парка остается все меньше. Не так давно под предлогом реконструкции Дома музыки «реконструировали» прекрасный Алексеевский сад, вырубив множество здоровых деревьев, а потом посадив на их место новые, которые в загазованном центре не приживаются. Фестиваль «Императорские сады России», проводимый Русским музеем, собирает ландшафтных дизайнеров со всего мира. Но почему только Русский музей озабочен развитием садово-паркового искусства? Хотелось бы, чтобы подобные фестивали, пусть не столь масштабные, проводились и в других садах и парках города, а может быть, и во дворах жилых домов. В России, как показывают «Императорские сады», есть немало талантливых художников, способных преобразить городской ландшафт.

Зинаида АРСЕНЬЕВА, фото Натальи ЧАЙКИ
↑ Наверх