Газета выходит с октября 1917 года Sunday 22 декабря 2024

В колонне — люди и тракторы

90 лет назад участниками первомайской демонстрации впервые стали два трактора «Фордзон-Путиловец»

Они прошли в колонне краснопутиловских рабочих, что и неудивительно, поскольку были созданы на знаменитом предприятии — «Красном Путиловце», бывшем Путиловском, будущем Кировском заводе.

Выпуск трактора «Фордзон-Путиловец», за основу которого был принят американский образец легкого трактора 1917 года, стал важнейшим событием для страны, ведь это был шаг грандиозного плана переустройства сельского хозяйства, обеспечения земледельцев современной техникой.

Кировский завод — один из самых известных предприятий Петербурга, славящееся традициями.

В марте 1919 года, на VIII съезде большевистской партии, Ленин говорил: «Если бы мы могли дать завтра сто тысяч тракторов, снабдить их бензином, снабдить их машинистами… то средний крестьянин сказал бы: я — за коммунию».

Не будем гадать, верны ли эти слова, но факт, что в 1919 году этих сельхозмашин в России не было и что ради исполнения поставленной Лениным задачи в 1923 году была создана специальная комиссия, которая определила: стране нужно 220 000 тракторов мощностью двадцать лошадиных сил. Тогда речи не могло быть о создании собственной модели, и то, что в кратчайшие сроки на «Красном Путиловце» научились изготавливать взаимозаменяемые детали американского трактора, при этом создать технологию их производства в ряде случаев даже совершенней, — трудовой подвиг путиловцев и работавшего на сборке конструктора Исидора Ивановича Трепененкова.

Сам конструктор, работавший весной 1924 года на сборке тракторов, вспоминал, что конвейера в привычном сегодня понимании не было. Тогда, 90 лет назад, по цеху медленно двигался длинный поезд сцепленных между собой тележек, которые тянула лебедка.

Конструкция трактора впервые в мировом тракторостроении была рассчитана на массовое производство, что обеспечивало его низкую стоимость. Серийный выпуск «Фордзон-Путиловцев» начался спустя пять месяцев после прохождения первенцев на первомайской демонстрации. Во второй половине 1920-х трактор «Фордзон-Путиловец» был самым распространенным в отечественном  сельском хозяйстве. С каждым годом возрастало количество тракторов, сошедших с конвейера «Красного Путиловца». Всего этих тракторов было построено за восемь лет 49 568. В 1932-м выпуск «Фордзон-Путиловцев» прекратился. Настала пора сельскохозяйственных машин других, более совершенных моделей. Между тем первенцы советского тракторостроения в некоторых хозяйствах работали аж до 1970-х годов. 

Память же о них навсегда закреплена в названии Тракторной улицы. Создание первой рабочей улицы в Ленинграде началось как раз в 1924 году, когда выпуск «Фордзон-Путиловца» стал событием в жизни не только нашего города, но и всей страны. Дома же, проект которых создали архитекторы Александр Никольский, Александр Гегелло и Григорий Симонов, строились на ней для рабочих «Красного Путиловца». Здесь впервые в нашей стране воплотилась идея города-сада, который воспевал в своих послереволюционных стихах Владимир Маяковский. На улице нет закрытых дворов. Все свободное пространство превращено в скверы. Комплекс домов на Тракторной улице признан объектом историко-культурного наследия и находится под государственной охраной.

↑ Наверх