В лица вглядеться — те же мы…
В Большом выставочном зале Музея Анны Ахматовой в Фонтанном доме до 31 июля — выставка «Бутафорское счастье»
Поводом для выставки стала одноименная книга, точнее, фотоальбом, вышедший в издательстве «Красный матрос» в этом году. Хронология фотографий — с начала ХХ века до 1980-х. Это те самые фотографии на фоне нарисованных пейзажей, в макетах лодок или самолетов, в экзотических костюмах — или тантамарески, когда нужно просунуть голову в дырку. Издатель Михаил Сапего рассказал, что любовью к черно-белой постановочной фотографии его заразил коллекционер Сергей Морозов: «Он меня убедил, я влюбился в такие фотографии и стал планомерно их собирать». Петербургский фотохудожник Дмитрий Горячев занимался оцифровкой: «Старался сделать так, чтобы фотографии не «потерялись» при увеличении и одновременно — чтобы сохранилось ощущение времени». В этих снимках сохранилось ощущение времени
Представители старшего поколения помнят о старых семейных альбомах, да и молодые люди запросто могли такие фотографии видеть. Это тот случай, когда можно говорить о нашем общем прошлом, которое уже не вернешь: студийная постановочная фотография перестала быть массовым явлением.
«Большинство проектов «Красного матроса» за последние лет десять — дрейф в сторону уходящей натуры, того, что мы либо скоро потеряем, либо уже потеряли, — сказал в беседе с корреспондентом «ВП» Михаил Сапего. — Но я не считаю, что люди стали какими-то другими: в лица вглядеться — те же мы».
Кадры соседствуют с текстами известных деятелей петербургской культуры, и их размышления — иногда ностальгические, иногда философские — дополняют и углубляют экспозицию. Художник Виктор Тихомиров, например, призывает не смеяться над этими людьми, над их желанием предстать в виде охотников, моряков или летчиков и сравнивать каждую эпоху с предыдущей, а не с последующей. Литератору Сергею Носову (да и автору этих строк) эти фотографии чем-то напоминают печальный жанр «пост-мортем» рубежа XIX и XX веков, когда умерших родственников с помощью штатива удерживали в сидячем положении и фотографировали, как живых. Сергей Носов обращает внимание, что почти никто из портретируемых не улыбается. Действительно, и дети и взрослые необыкновенно серьезны, что в соседстве с игрушечным, невсамделишным фоном рождает неизбежный комический эффект.
Фотохудожник Андрей Чежин пишет о влиянии живописи на раннюю фотографию, о том, что сейчас эти старинные фотографии воспринимаются как искусство. Андрей Чежин задает вопрос, как будет восприниматься впоследствии нынешний фотошоп…
Художник Владимир Шинкарев говорит, что на этих фотографиях — «чистые сердцем люди, торжественные и серьезные», призывает не смеяться над условностью, ведь любое искусство условно, и приводит в пример гения бутафории Людвига Баварского. Художник Ирина Дудина обращает внимание на то, что «студийные фотографы никогда не подпадали под каток цензуры, государственного диктата, но всегда подпадали под диктат эстетики народного гламура». Фотохудожник Юрий Молодковец рассуждает о попытках запечатлеть себя счастливыми, создать некие атрибуты счастья, Дмитрий Горячев — о «сохранении статичного, идеального образа человека», а писатель Андрей Дубровский высказывает предположение, что фраза фотографов «сейчас вылетит птичка» не была единственной: в зависимости от фона мастера светописи говорили и про рыбку, и про зайчика, но в обиходе осталось самое благозвучное.