Газета выходит с октября 1917 года Wednesday 25 декабря 2024

В лица вглядеться — те же мы…

В Большом выставочном зале Музея Анны Ахматовой в Фонтанном доме до 31 июля — выставка «Бутафорское счастье»

Поводом для выставки стала одноименная книга, точнее, фотоальбом, вышедший в издательстве «Красный матрос» в этом году. Хронология фотографий — с начала ХХ века до 1980-х. Это те самые фотографии на фоне нарисованных пейзажей, в макетах лодок или самолетов, в экзотических костюмах — или тантамарески, когда нужно просунуть голову в дырку. Издатель Михаил Сапего рассказал, что любовью к черно-белой постановочной фотографии его заразил коллекционер Сергей Морозов: «Он меня убедил, я влюбился в такие фотографии и стал планомерно их собирать». Петербургский фотохудожник Дмитрий Горячев занимался оцифровкой: «Старался сделать так, чтобы фотографии не «потерялись» при увеличении и одновременно — чтобы сохранилось ощущение времени». 

В этих снимках сохранилось ощущение времени

Представители старшего поколения помнят о старых семейных альбомах, да и молодые люди за­просто могли такие фотографии видеть. Это тот случай, когда можно говорить о нашем общем прошлом, которое уже не вернешь: студийная постановочная фотография перестала быть массовым явлением.

«Большинство проектов «Красного матроса» за последние лет десять — дрейф в сторону уходящей натуры, того, что мы либо скоро потеряем, либо уже потеряли, — сказал в беседе с корреспондентом «ВП» Михаил Сапего. — Но я не считаю, что люди стали какими-то другими: в лица вглядеться — те же мы».

Кадры соседствуют с текстами известных деятелей петербург­ской культуры, и их размышления — иногда ностальгические, иногда философские — дополняют и углубляют экспозицию. Художник Виктор Тихомиров, например, призывает не смеяться над этими людьми, над их желанием предстать в виде охотников, моряков или летчиков и сравнивать каждую эпоху с предыдущей, а не с последующей. Литератору Сергею Носову (да и автору этих строк) эти фотографии чем-то напоминают печальный жанр «пост-мортем» рубежа XIX и XX веков, когда умерших родственников с помощью штатива удерживали в сидячем положении и фотографировали, как живых. Сергей Носов обращает внимание, что почти никто из портретируемых не улыбается. Действительно, и дети и взрослые необыкновенно серьезны, что в соседстве с игрушечным, невсамделишным фоном рождает неизбежный комический эффект.

Фотохудожник Андрей Чежин пишет о влиянии живописи на раннюю фотографию, о том, что сейчас эти старинные фотографии воспринимаются как искусство. Андрей Чежин задает вопрос, как будет восприниматься впоследствии нынешний фотошоп…

Художник Владимир Шинкарев говорит, что на этих фотографиях — «чистые сердцем люди, торжественные и серьезные», призывает не смеяться над условностью, ведь любое искусство условно, и приводит в пример гения бутафории Людвига Бавар­ского. Художник Ирина Дудина обращает внимание на то, что «студийные фотографы никогда не подпадали под каток цензуры, государственного диктата, но всегда подпадали под диктат эстетики народного гламура». Фотохудожник Юрий Молодковец рассуждает о попытках запечатлеть себя счастливыми, создать некие атрибуты счастья, Дмитрий Горячев — о «сохранении статичного, идеального образа человека», а писатель Андрей Дубровский высказывает предположение, что фраза фотографов «сейчас вылетит птичка» не была единственной: в зависимости от фона мастера светописи говорили и про рыбку, и про зайчика, но в обиходе осталось самое благозвучное.

↑ Наверх