Газета выходит с октября 1917 года Friday 10 мая 2024

«В литературе еще масса свободных дорог»

Известный петербургский журналист Денис Терентьев несколько лет работал в «Вечернем Петербурге» и продолжает сотрудничать с нашей газетой по сей день.

Известный петербургский журналист Денис Терентьев несколько лет работал в «Вечернем Петербурге» и продолжает сотрудничать с нашей газетой по сей день.

До сих пор мы знали Дениса как талантливого специалиста в области журналистских расследований и автора-колумниста. Узнав, что он написал и выпустил роман, называющийся «Абонент вне сети», мы, конечно, не смогли обойти этот факт вниманием.

 

 

— Денис, ты «подарил» герою своего романа собственную профессию. А в ней выбрал достаточно сложное направление, требующее и мобильности, и аналитического склада ума, и, нередко, изрядной храбрости. В каком состоянии, по-твоему, сейчас пребывают журналистское расследование и отечественная журналистика в целом?

— Хорошей журналистики сегодня не много, потому что борьба за качество и злободневность статей не является для многих редакций определяющей. Большая часть печатных СМИ целиком зависят от окологосударственных структур, которые заинтересованы не в развитии, а в контроле над информационным полем. Но ведь был же «Русский Newsweek», с которым я сотрудничал, сегодня есть острый и яркий «Русский репортер».
Я специализируюсь на журналистских расследованиях, а по развитию этого жанра Россия в разы уступает Украине, не говоря уже о США и Европе. Долгое время я работал в газете «Совершенно секретно», которая была пионером расследовательской журналистики в стране, а сейчас больше похожа на исторический альманах. Расследования ведь не делаются за построчный гонорар, а держать на хорошей зарплате журналиста, выдающего по тексту в месяц, мало кто готов. Соответственно, и журналистской школе неоткуда взяться. Я начал участвовать в международных проектах и с удивлением выяснил, что здесь нет дефицита денег, а есть дефицит идей. Недавно получил поддержку шведско-датского фонда SCOOP. Казалось бы, зачем им финансировать исследование коррупции в России? Но ведь честная журналистика — это важнейший элемент стабильности общества. Острая статья должна показать проблему, которую тут же все начинают решать.

— Есть расхожее мнение, что едва ли не каждый журналист годами, если не десятилетиями, лелеет замысел романа. А каким был твой путь в прозу?

— Помимо расследований я пишу эссе для толстых журналов. Постепенно наработал литературный стиль, который многие ценят. Решение написать роман принял без особой надежды его опубликовать, просто некоторые истории, ощущения, опыт просились на бумагу. Когда меня спрашивали, о чем пишу, терялся. Мне кажется, в литературе важно не о чем, а как. На уровне сюжетов все давно написано, но в области стиля есть масса непокоренных вершин. Один знакомый после прочтения моего «Абонента» сказал, что я «новый Бабель». Мне такое сравнение чрезвычайно лестно, потому что у Бабеля самый сочный слог в русской литературе, и это не только мое мнение. А внятных подражателей у него почти за девяносто лет не появилось. И ладно бы Бабель оставил после себя столько же книг, сколько Толстой и Достоевский. Нет, осталось полтора тома прозы и ни одного в полном смысле романа. В литературе еще масса свободных дорог.

— И все-таки — о чем «Абонент вне сети»? Вначале я подумала, что передо мной типичный криминальный роман, написанный по шаблону а-ля Агата Кристи. Есть жертва, есть круг подозреваемых, каждый из которых был хорошо знаком с убитым. Но все оказалось сложнее и интереснее.

— Я писал антидетектив, хотя в аннотации этого не сказано. Взял историю с убийством и развивал действие, опровергая все каноны классического детектива. Хотелось, чтобы в конце читатель понял: не важно, кто убийца. По сути, я размышлял, что такое успех и поражение в жизни. И постарался сделать это весело.

Хозяйка клуба Анна СУСИД Фото Екатерины ВЫГОВСКОЙ
↑ Наверх