«В нашей стране джаз нужно еще открывать людям»
Фестиваль гитарного джаза уже семнадцатый, а все в андерграунде
В минувшие выходные на сцене джазового клуба JFC проходил семнадцатый фестиваль гитарного джаза. Корреспондент «Вечернего Петербурга» Алексей Блахнов, естественно, не мог пропустить подобное событие и посетил ряд концертов, с головой погрузившись в неповторимую атмосферу мероприятия. Там и побеседовал с одним из лучших российских джазовых гитаристов, мастером гитарной импровизации, отмеченным Полом Маккартни за лучшее исполнение композиции «Битлз», Гасаном Багировым, а также его учеником, талантливым джазовым гитаристом Алексеем Станковым.
Гасан Багиров (справа): «Нужно, чтобы люди не боялись слова «джаз»...
Алексей Станков: «И поэтому джазу противопоказан музыкальный снобизм!».
Тяжелая дверь обита железом, в ней — окошко с задвижкой, все как в фильмах про гангстеров. У входа толпа: все столики заняты, остались только «стоячие места», да и они ограничены — каждое на вес золота. Но это не смущает слушателей — все взгляды устремлены на сцену, ни одна нота не ускользает от слуха, и зал то и дело взрывается аплодисментами. Мы с музыкантами сидим за столиком у сцены, фотокор щелкает камерой.
— Какое значение вы придаете фестивалю гитарного джаза?
Г. Б.: — Он должен показать и преемственность поколений, и единство джазовых гитаристов не только России, но и зарубежья. Но к сожалению, не все получается как планируется: ввиду небольшого бюджета данное событие остается на уровне андерграунда, информация о нем распространяется по сарафанному радио — по сути все держится на энтузиастах. Нам очень не хватает какой-то централизованной поддержки, ведь гитарный джаз — неотъемлемая часть культуры Санкт-Петербурга.
— Отсюда вытекает вопрос: развивается гитарный джаз или он законсервировался на каком-то этапе?
Г. Б.: — Развитие, несомненно, требуется. Посудите сами: вот есть ансамбль «Аквариум», и в нем переиграла половина моих учеников. С «ДДТ» — та же история. Вроде бы все — джазовые гитаристы, а работают в рок-музыке, привнося в нее какие-то свои особые приемы. Или вот гитарист группы «Billy’s Band» Андрей Резников — тоже мой выпускник. И этот процесс говорит о сращивании жанров, их взаимопроникновении и, следовательно, о развитии, преемственности. Идя этим путем, мы можем увлекать в наш мир больше и больше слушателей, добиваясь того, чтобы люди на периферии не боялись слова «джаз»: «О, это, наверное, что-то такое сложное и непонятное».
— Но никто не исключает моментов, непонятных неподготовленному слушателю, — допустим, затяжная импровизация не каждому будет понятна…
Г. Б.: — Конечно, здесь уже виноваты и сами музыканты: подчас, увлекаясь погоней за удовлетворением своих амбиций, они теряли слушателя. Нужно все-таки искать какой-то компромисс, чтобы зал был полон. В нашей стране джаз нужно еще открывать людям. Я поэтому стремлюсь всегда проводить различные мастер-классы. В учебных заведениях преподаватели к этому, конечно, болезненно относятся, а вот различные выставки, биеннале, музыкальные салоны — это идеальное место.
У нас сейчас в состоянии разработки находится совместный проект с потрясающим модельером Татьяной Парфеновой — мы записали несколько композиций для ее дефиле. Совсем недавно мы играли в галерее современного искусства «Эрарта», очень часто выступаем на кинофестивалях… Помню, мы даже играли для Антонио Бандераса! Он оказался очень благодарным и открытым слушателем, для которого очень хотелось играть не переставая! Так что Петербург в этом плане не обижен.
— Один знакомый музыкант бросил такую фразу: «Петербург слушает, Москва покупает». Насколько легитимно подобное высказывание?
Г. Б.: — В этом есть своя правда: московскую публику очень сложно удивить. Там представлен огромный рынок музыкантов со всего мира, и посему зритель избалован, ему необходимо доказывать свой талант, либо развлекать каким-то шоу… Питер же больше слушает, и, поскольку он медленнее Москвы, у людей есть время задуматься и присмотреться.
А. С.: — А еще есть у всех любимый вопрос: «Как вы думаете, джазовая столица — Петербург или Москва?» Ни то ни другое! Нью-Йорк! Пусть темпы жизни разные и публика разная, а джаз — везде в андерграунде. Если там находился раньше русский рок, то теперь он — коммерческая, популярная музыка. Джаз очень нуждается в популяризации.
— Каковы же пути этой популяризации? И что ей мешает?
Г. Б.: — В первую очередь требуется поддержка форматных радиостанций. Да, вы скажете, что есть радио «Эрмитаж». Но нужно, чтобы не мы ходили «на поклон», а чтобы радиостанция тоже была заинтересована в этом сотрудничестве, чтобы «свои» тоже были на виду… Игорь Бутман и Андрей Кондаков полжизни положили на то, чтобы пробиться в эфир. Но это не есть здоровое построение диалога.
А. С.: — Абсолютно отсутствует институт джазового менеджмента! Единицы занимаются такой музыкой. Да, есть энтузиасты, но куда это годится, когда продюсер джаз-фестиваля год копит деньги для того, чтобы сделать пару хороших концертов, а затем выплатить музыкантам гонорар?!