В нашем фильме зрителю есть что смотреть, а актерам есть что играть
Режиссер Алексей Праздников любезно согласился показать и рассказать, как нынче снимается телевизионное кино
Улицы Петербурга регулярно превращаются в съемочную площадку под открытым небом: подъезжают два-три «пазика», еще пара фургонов с аппаратурой и мобильным генератором, и вот, как по волшебству, на тротуаре уже не протолкнуться между осветительными приборами, камерами и бурлящей толпой киношников. Исключением не стал один из солнечных июльских дней на Большой Монетной. Проходивший мимо корреспондент «Вечёрки», наткнувшись на съемочную бригаду, не устоял и обратился к дамам, сидящим на пластиковых стульях в тени автофургона: «А что снимаем?»
Ольга Ломоносова —
в роли мамы взрослого сына —
и Евгений Пронин.
Выяснилось, что снимают мелодраму под названием «Маша». Пришлось ловить режиссера — Алексея Праздникова. А сделать это достаточно сложно: идет съемка уличного эпизода, в котором главная героиня заходит в подъезд дома. Сначала репетиция. Затем один дубль, другой. Но вот перерыв на чай, мы с Алексеем укрылись от жары в кафешке напротив, где я и принялся досаждать ему вопросами.
«Никаких пистолетов, только живые отношения!»
— Расскажите, пожалуйста, о фильме…
— Сценарий написан петербургским автором Наташей Портновой, а это гарантирует отличный драматургический материал: герои говорят человеческим языком, что освобождает от хронической правки диалогов, характеры живые, история интересная. На протяжении всей своей карьеры я в основном снимал военные и приключенческие фильмы и поэтому бесконечно обрадовался, когда меня пригласили работать над этим проектом, — ведь это пример добротной, непошлой мелодрамы, что, поверьте, в наше время нечасто встретишь.
Алексей Праздников: кино — искусство коллективное. Но капитан необходим.
— Мелодрам сейчас снимают достаточно, но в них где-нибудь обязательно появляется бандит с пистолетом…
— Нет, такого в нашем фильме зритель не увидит: никаких пистолетов, только живые отношения простых людей! Сценарий умный, интеллигентный, тонкий, это кино с полутонами и подробностями, здесь очень важно не только то, что происходит, но и как это происходит. Главная трудность — наша ограниченность во времени, 14 съемочных дней для такой истории — бесконечно мало.
— Чем ваш фильм отличается от подобных?
— Как профессиональный кинозритель, скажу, что в большинстве фильмов, крутящихся сейчас на телеэкранах, герои мне несимпатичны, в лучшем случае они «никакие», как и сами истории. Да, на ТВ много фильмов, но, несмотря на кажущееся богатство выбора, — все одинаковое: какое-то бессмысленное мелькание. В нашей же работе, на мой взгляд, есть отсыл к хорошему советскому кино, вроде «Зимней вишни». Посмотрите на сюжет: героиня — одинокая женщина, добрая, светлая, крутящаяся вокруг своего взрослого сына, который должен поступить в вуз, в противном случае его ждет армия, что, с ее точки зрения, — крах всех ее усилий. Сын же не особенно-то усердствует. Дальше рассказывать не буду, лучше посмотреть. Ведь это только первый пласт проблем, поднимаемых в фильме. Скажу так — зрителю есть что смотреть, а актерам есть что играть. Недаром же у нас снимается в главной роли Ольга Ломоносова, человек очень эмоциональный, пластичный, чувственный. Я уже работал с ней, у нее была небольшая роль в фильме «Военная разведка». Ольга очень требовательна в съемочном процессе.
Поработать с Екатериной Васильевой было давней мечтой режиссера.
— Помимо того что вы раньше не снимали мелодрам, чем этот фильм примечателен исключительно для вас?
— О, здесь сбылось одно из моих мечтаний: всегда хотел поработать с Екатериной Васильевой, которая свела меня с ума еще в детстве своей атаманшей в «Бумбараше», — и вот она играет одну из ролей в нашем фильме, пусть и небольшую, но очень яркую. Работать с актерами такого уровня — это вдохновляет.
«Похоже, нас пытаются сделать идиотами»
— Почему же у нас с телефильмами все так плохо? Неужели людям интересно смотреть очередную «бандо-ментовскую сагу»? Ведь откуда-то берутся рейтинги…
— Ситуации с повторяющимися сюжетами вызывают печальную улыбку. Особенно удручает, что так называемая вкусовая мерка, закладываемая в каждый проект, уж больно занижена — похоже, нас всех пытаются сделать идиотами. Смущает примитивность материала, который подсовывают зрителю, — ведь нельзя априори считать, что уже никто не читает и не помнит ничего хорошего. Но вы же понимаете: каналов много, смотреть нечего, вот и включают, «где известных имен больше одного». Отсюда и рейтинги.
У нас снимают кальки западных сериалов, которые «подходят» нашему зрителю по тем или иным параметрам. Никто не экспериментирует, тут нужен только «верняк». Прихожу к выводу, что в России хорошее кино снимать невыгодно: ведь берут же телеканалы всю эту муть у производителя, значит, их это устраивает и лучше вроде и не надо. Каждый раз, когда на поприще телефильмов пытаешься сделать что-то лучше, чем остальные, тебя бьют по башке отсутствием денег и времени. По этой причине удачными оказываются один, максимум два фильма в год. Остальное — «трояк».
— Вы упомянули крайне сжатые сроки. Как же вы укладываетесь, в чем секрет?
— Признаюсь, укладываюсь не всегда. Но стараюсь. Для того чтобы все успеть, выполняется какая-то домашняя подготовка, и особенно помогает монтаж на площадке. Смотрите: отсняли сцену, и пока идет перестановка декораций для следующей, она уже смонтирована. Это позволяет не снимать лишнего материала, да и период постпродакшна дешевле обходится.
Алексей Мышинский играет сына главной героини Маши.
Телефонный звонок, Алексей извиняется:
— Сейчас переезд «на этаж», будем снимать в квартире, если хотите — присоединяйтесь, посмотрите.
Подъезд старого дома опутан проводами, на лестничной площадке уже установлены софиты. В самой квартире все куда жестче: туда набилось человек десять, духота жуткая. Все пространство маленькой прихожей занимает камера на «тележке», мощные световые приборы буквально поджаривают. Репетиция: Ольга Ломоносова заходит в квартиру. Дубль, еще дубль… Что-то явно не так. В чем же дело?
— Нет, так не пойдет! — говорит звукорежиссер. — везде это «пиканье»! — Дело в том, что где-то на улице верещит автомобильная сигнализация. — Закрывайте форточки, иначе звук будет с этим шумом!
И вот единственный источник свежего воздуха ликвидирован. Для пущей надежности фрамуги заклеивают скотчем. Теперь дышать вообще нечем. После этого, окончательно взмокнув, я покидаю квартиру и, распластавшись на пластмассовом стуле у подъезда, словно мексиканец в час сиесты, жду перерыва.
В очередной раз запаренного в прямом смысле режиссера удалось выловить лишь тогда, когда на тротуар взобралась раздолбанная «четверка» и из нее выгрузили зеленые, военного образца термосы — провиант для съемочной группы. Мы с Алексеем ретировались в уже облюбованное кафе и продолжили беседу.
Телевизионный фильм «Маша». Режиссер — Алексей Праздников. Производство компании «ПРИОР Продакшн» и «Грин-фильм» . В ролях: Ольга Ломоносова, Екатерина Васильева, Борис Смолкин, Евгений Пронин, Алексей Мышинский, Наталья Бурмистрова.
«Все решается на месте»
— Что для вас является залогом успешной работы над фильмом?
— В первую очередь — коллектив, от актеров до последнего техника. Я всегда стараюсь работать с уже проверенными людьми, и если доводится влиять на выбор актеров, то всегда зову своих «боевых товарищей».
В этот момент в кафе заходит координатор, и я становлюсь свидетелем занятного разговора.
— Я выяснила, что военкоматы все уже на гражданскую одежду перешли, и сопровождать новобранцев в автобусе может кто угодно, хоть врач.
— Но для кино-то лучше какого-нибудь офицера, — задумчиво говорит Алексей. — А то еще объяснять нововведения придется…
— Нужно только определиться, какого мы офицера хотим!
— Пусть лучше будет прапорщик, зрителю персонаж привычный! — улыбается режиссер.
— Стало быть, ищем форму прапорщика?
— Да, да. Только вот нужно еще сумки какие-нибудь дешевые, «челночки», в армию же все что-нибудь да везут!
Координатор исчезает.
— Вот так мы готовимся к эпизоду отъезда сына нашей героини в армию, все решается «на месте», поэтому так важен персонал, — поясняет состоявшуюся беседу Алексей, прихлебывая чай из кружки.
— И часто приходится вот так импровизировать на съемочной площадке?
— Да постоянно! Конечно, есть сценарий, в котором описана та или иная ситуация, а дальше сами собой возникают какие-то непредвиденные моменты, которые заранее вообще невозможно просчитать! И тут уже все в твоих руках, все упирается в то, насколько ты гибок и изобретателен. А иногда локация сама диктует какие-то шаги. Смотришь на место и понимаешь, что без «вот этих» элементов получится неправда или просто пресно и неинтересно.
Формула кино
— А кто решает, где снимать?
— Есть у нас такая специальная должность, зовется «локейшн менеджер», и человек этот, получив задание, ездит и ищет объекты, которые подошли бы по сценарию. И это очень важно, потому что необходимо создать мир, в котором существует герой. В этом фильме у нас очень простые места, никаких изысков: кафе, институт, лаборатория, дом, дача в Сестрорецке. Кино про простых людей, так и окружение у них очень простое. Правда, есть одно исключение: кадиллак «флитвуд» 1980 года, на котором ездит один из персонажей, но этим «вся роскошь» и ограничивается.
— Насколько сложен процесс съемок на улице, выездные сессии?
— Когда команда состоит из профессионалов — то все выглядит очень просто и получается вроде само собой. Каждый режиссер должен понимать, что с момента, когда он сказал «всем спасибо, все свободны», на площадке остается еще 10 — 15 человек, которые сматывают провода, разбирают осветительные приборы, упаковывают камеры. По сути фильм делает съемочная бригада, и говорить, гордо вздернув подбородок, мол, «я снимаю кино» — неправильно! Фильм — это коллективное творчество, плод труда очень многих людей, поэтому их нужно любить и уважать, и они будут платить тем же, и в итоге у вас все получится.
— Звучит как идеальная формула кино!
— Мне таковая неизвестна. Проработав на этом поприще двадцать лет, скажу, что это та работа, на которой ты проводишь практически всю свою жизнь. Семью я вижу вообще исключительно между съемками. Порой даже начинаю задумываться, стоит ли то, что ты получаешь, того, что отдаешь миру кинематографа. Но, раз я здесь, получается, стоит.
Прямая речь
Ольга Ломоносова о своем персонаже и работе над фильмом.
— Расскажите, пожалуйста, о своей героине…
— Это история простой женщины, которая буквально зациклилась на любви к сыну и из-за этого многое упускает в жизни. В финале все ее ценности подвергаются глобальному переосмыслению: она понимает, что сын ее вырос не совсем таким, каким бы она его хотела видеть. Но он довольно неплохой парень, и, пусть ему и придется пойти в армию, чего она так сильно хотела избежать, хуже ему от этого точно не будет. Все говорит о том, что дети не должны быть помехой личному счастью — любить их можно бесконечно, но жертвовать всю свою жизнь «от и до» — не самая хорошая идея. Мне кажется, что это очень верное наблюдение. Ведь похожие истории случаются в жизни на каждом шагу, и очень часто они весьма трагичны.
— Как работается в Питере?
— Я очень люблю Петербург, и работать здесь — одно удовольствие, я буквально заряжаюсь от этого города. Здесь работают прекрасные люди, можно сказать, одухотворенные. Поэтому, несмотря на то что это телефильм и времени совсем мало, есть все шансы получить на выходе хорошую, душевную историю, которая не будет смотреться как «проходной сериальчик».
Избранная фильмография режиссера Алексея Праздникова
- 2012 — Фельдъегеря
- 2012 — Не было бы счастья (в производстве)
- 2012 — Военная разведка. Первый удар
- 2011 — Чистая проба
- 2010 — Военная разведка. Западный фронт
- 2009 — Соборы Санкт-Петербурга. Знаки эпох (документальный)
- 2009 — Морские дьяволы-3
- 2008 — Истории и легенды «Ленфильма» (документальный)
- 2007 — Морские дьяволы-2
- 2007 — Литейный, 4 (1-й сезон)
- 2006 — Морские дьяволы-1
- 2001 — Маросейка, 12
- 2001 — Кобра
- 1990 — История болезни
Метки: Про Петербург Про петербуржцев Кинозал Из первых рук
Важно: Правила перепоста материалов