Газета выходит с октября 1917 года Friday 22 ноября 2024

«В нашем городе нет даже памятной доски Юрию Лотману»

Имя великого ученого незаслуженно забыто в России

28 февраля исполнилось 90 лет со дня рождения Юрия Лотмана. К этой дате телеканал «Культура» приурочил премьеру документального фильма «Пространство Юрия Лотмана» — историю жизни и работы литературоведа, культуролога и семиотика, талантливейшего преподавателя, страстного исследователя и экспериментатора.
«Вечерний Петербург» встретился с автором сценария фильма — известным петербургским модельером Яной Сафаровой и поговорил с ней о том, какова связь между работой модельера и Юрием Лотманом, об актуальности трудов ученого в наши дни и почему он столь малоизвестен в России.

Юрий Лотман (1922 — 1993).

— Почему вы решили написать этот сценарий, какова связь работы модельера с личностью ученого-семиотика?
— Как модельер я работаю двенадцать лет и десять из них преподаю в вузе, готовящем художников-модельеров, читаю студентам психологию моды и историю стиля — а это та область, которой занимался Юрий Михайлович: ведь он изучал знаки, символы, язык символов и психологию, лежащую в основе формирования знаков. Дело в том, что культура изобилует различными формами символов! Это невербалика, жесты, пластика, психология цвета, линий и форм, ароматов… Все это формирует теорию моды. Мои статьи на эту тематику уже не раз публиковались в таллинской газете «День за днем», в петербургском «Часе Пик», в ряде научных альманахов… Поскольку работы Юрия Михайловича — база, на которой я работаю, то создание сценария документального фильма о нем было логично для меня, как человека, посвященного в данную область знаний.

— Сложно ли было работать над сценарием?
— Несомненно, ведь рассказ о личности такого масштаба, столь многогранной, сложно уложить в хронометраж телефильма, поэтому необходимо было подойти к этой работе максимально скрупулезно, стараясь ничего не упустить. Стоит отметить, что многие его идеи до сих пор не нашли признания как в области литературоведения, так и в семиотике, они подчас просто сложны для понимания. А нам нужно было рассказать и о жизни ученого, и о его идеях — доступно.

— Юрий Лотман известен во всем мире как ученый, создавший науку о знаках и их свойствах… Почему же у нас в стране его имя забыто?
— Именно из-за революционности его идей он не понят до конца и по сей день — Россия признает Лотмана по большей части как пушкиниста. Во времена же СССР учение «о знаках» было сродни ереси, и в этом кроется одна из причин его переезда в Эстонию, в город Тарту, где он впоследствии стал профессором университета. С моей точки зрения, его работы опередили время, в котором он жил. Только вдумайтесь! Тогда он затрагивал вопросы, выходившие за грани дозволенного для официальной науки, — он воспринимал историю как живой организм, считая, что альтернативные варианты возможны! Он занимался структурой текста, внося математическую точность в гуманитарные науки. Он ушел от традиционного литературоведения, рассматривая фигуру Пушкина в контексте всего исторического среза, всей системы символов и их смыслов, в которой люди тогда жили. Все проблемы, над которыми Лотман работал, не вписываются в рамки академических наук. До сих пор! С чем это связано? Скорее всего с инерционностью нашего общества: тогда, еще в Стране Советов, его труды не прижились, а сейчас они просто забыты. Хотя все его изыскания стали отправной точкой для становления семиотики как прикладной науки, работающей, например, на киноиндустрию, где она изучает семиотику языка кинофильмов. Обидно, что в нашем городе нигде нет даже памятной доски, знаете, «жил и работал», тогда как в Эстонии ему поставлен памятник, а его работы известны во всем мире, в том числе и в Японии.

Памятник Юрию Лотману перед зданием библиотеки Тартуского университета.
А в Петербурге нет даже мемориальной доски великому ученому.

— Чем актуальна личность Юрия Лотмана и его исследования в наши дни?
— Во-первых, это потрясающая методология преподавания, носителем которой он был. В нашем фильме ученики и последователи Юрия Михайловича вспоминают, как он восхитительно вел лекции — не просто давал что-то под запись, а буквально завораживал слушателя рассказом, читал стихи, пускался вместе с ним в рассуждения. Его дом всегда был открыт для его студентов. Это то, что в российской системе преподавания умирает, это — пример для следования. Во-вторых, это его идеи, еще в середине XX века описавшие мир, нам современный: коды, шифры, знаки — все то, что пользователи встречают сейчас каждый день в Интернете, в современной литературе, в искусстве. Мы всем этим пользуемся, но этот пласт знаний в России мало изучен, поэтому необходимо вернуться к идеям Юрия Михайловича и, переосмыслив их, применять на практике.

— Так что же понимается под названием фильма «Пространство Юрия Лотмана»?
— Его пространство — это мир знаков. По сути знаки — это универсальный язык культуры, позволяющий «знать и понимать одновременно», что является шагом к формированию нового языка человеческого. За те двадцать лет, что его нет с нами, технологический прорыв в сфере коммуникаций во многом доказал его правоту: ведь теперь благодаря технологиям даже разъединенные люди — едины, уже появились совершенно новые формы удаленного общения. И все это ставит нас перед вопросом: «Каким наш диалог будет завтра?»

↑ Наверх