В национальном характере русских и египтян много общих черт
Так считает ученый, востоковед-арабист Владимир Беляков
Ближе к зиме россияне массово скупают туры на некогда управлявшуюся фараонами землю. А кто-то даже собирается отметить в Египте Новый год.
Что же сейчас происходит в Египте и насколько он безопасен для туристов? На этот вопрос «ВП» попросил ответить Владимира БЕЛЯКОВА, востоковеда-арабиста Института востоковедения РАН (Москва), доктора исторических наук. 8 апреля в «ВП» было опубликовано интервью с Владимиром Владимировичем («Невеста Нила» — родом из России»). Читатели оставили на нашем сайте много откликов и пожеланий продолжить беседы с этим интересным человеком.
— На данный момент в Египте действует временное правительство, в которое вошли люди, не имевшие отношения к правительству предыдущему. 28 ноября начинаются выборы в парламент, а весной состоятся выборы нового президента.
Безусловно, любая революция, несмотря на благие побуждения организаторов, по своей природе несет разрушения. Так что сейчас экономическая ситуация в стране несколько разбалансирована.
Понятно, что обычного туриста навряд ли интересует проблема выбора нового египетского парламента. Туриста интересует безопасность. А с безопасностью как раз все в порядке. Ситуация взята под контроль армией. А курортные зоны по большому счету Египтом и не являются. Классический Египет — это долина и дельта Нила. А курорты возникли всего лишь в последней четверти XX века, когда стал широко развиваться так называемый пляжный туризм. На территории нынешних курортных зон практически и не было местного населения (за исключением северной части Хургады). На территории курортных зон народных волнений не было.
Вообще египтяне — добрые, честные люди. Хотя схитрить могут, но вот вашей промашкой не воспользуются. Сколько раз наблюдал на рынке картину: туристы накупят всего да и забудут что-то забрать. Так продавец бежит за какой-нибудь туристкой по рынку и кричит: «Мадам, вы забыли свой пакетик!»
— Говорят, что египтяне лучше относятся к русским туристам, чем к западноевропейским. Это потому, что из России огромный туристический поток? Из 15 миллионов туристов, посетивших Египет в 2010 году, 2,5 миллиона — русских.
— В Египте всегда с большой симпатией относились к России и к русским. И главная причина — все-таки не коммерция. Во-первых, египтяне нам благодарны за помощь в стройках 60-х годов минувшего века. Это не только высотная Асуанская плотина, но и другие экономические объекты — всего более сотни! Много представителей старшего поколения работали вместе с русскими. Они вам расскажут, как дружили с «мистером Николаем» или «мистером Иваном». К тому же в сотрудничестве с советскими специалистами в Каире были открыты: консерватория, институт балета, институт кинематографии (в котором поныне половина профессоров — выпускники ВГИКа). Даже ансамбль национального танца был создан не без нашего участия!
Во-вторых, положительный образ России складывался в течение столетий. Возьмем, к примеру, XIX век. Тогда 8 тысяч (!) египтян побывали в русском плену после Русско-турецкой войны 1877 — 1878 годов (Египет входил в состав Османской империи и вынужден был посылать своих солдат на войну).
— Так плен, наоборот, должен был нести негативное впечатление…
— Нет! Я изучал военные архивы: русские обращались с пленными как со своими солдатами. Их селили в такие же казармы, выделяли специальные помещения для молитв и ритуальных омовений (положенных по традициям ислама), лечили в тех же госпиталях, кормили с общего стола, правда, заменяя положенный для русских солдат черный хлеб на белый (египтяне были не приучены к ржаному хлебу), а вместо щей (по просьбе египтян) давали крупяные супы. Пленным разрешали работать (но при минимальном знании русского и с перечислением половины зарплаты в российскую казну). Солдаты вернулись в Египет здоровыми, одетыми и обутыми. Им полагались и валенки, и меховая шапка, и полушубок. А некоторые еще и заработали денег. Естественно, их рассказы передавались из поколения в поколение. Уважение египтян вызывали и русские православные паломники, которые, преодолевая неимоверные трудности, шли на поклон к христианским святыням — Неопалимой купине и Синайской горе.
— Что еще роднит нас с египтянами?
— Вообще в национальном характере русских и египтян много общих черт.
Египтяне, как и русские, привыкли жить общиной (в Египте общины могли достигать нескольких тысяч человек). Вся жизнь в Египте была связяна с Нилом (вспомним высказывание Геродота о том, что «Египет — дар Нила»). А для этого с древних времен нужно было строить и поддерживать в рабочем состоянии ирригационные сооружения. А значит, нужна была организация общественных работ. Славянам тоже нужна была община. Чтобы вырубать под пашню лес, обрабатывать землю, делать заготовки.
Египтяне, как и русские, всегда с большим уважением относились к семье, семейному укладу.
Скажу больше: все-таки и египтяне, и русские чаще всего отдают предпочтение духовному, а не материальному. Возможно, это следствие того, что честным трудом ни в России, ни в Египте разбогатеть было практически невозможно. Вспомним российскую пословицу: «Трудом праведным не нажить палат каменных». В арабском языке есть ее аналог. Средневековый мыслитель Ибн Халдун приводит слова, приписываемые пророку Мухаммеду. Увидев у жителя Медины лемех плуга, Мухаммед якобы сказал: «Эти вещи не входят в дом без того, чтобы с ними вместе не вошло унижение».
— У наших туристов порой создается ощущение, что Египет — довольно отсталая страна, большинство населения которой грамоты не разумеет. Это действительно так?
— У этой «отсталой страны» темпы роста валового национального продукта до мирового кризиса составляли больше 7 процентов в год. А какая в Египте «Умная деревня»! Эта «деревня» представляет собой средоточие филиалов местных и иностранных компаний, работающих в сфере информационных технологий. Расположена она на выезде из Каира, и работают в ней 25 тысяч человек.
Что касается грамотности, то в городах она практически 100-процентная, 2,5 миллиона египтян учатся в университетах. В деревнях ситуация, к сожалению, гораздо хуже.
В Египте начата реализация пяти мега-проектов, предусматривающих переселение на новые места миллионов людей. На севере и юге идет освоение пустыни (с дальнейшим развитием на этих территориях сельского хозяйства), а в районе Суэцкого канала создаются промышленно-складские зоны. Египет стоит на пороге очередного скачка в развитии.
Монастырь св. Екатерины у синайских святынь — место традиционного паломничества православных россиян.
Фараон Аменхотеп IV, более известный как Эхнатон (XIV век до н.э.) и муж красавицы Нефертити, заменил многочисленных египетских богов на одного — сына Солнца Атона. Это была первая в истории человечества попытка установить монотеистическую религию. Монотеизм, правда, продержался в Древнем Египте недолго.
Интересно, что ряд историков высказывают предположение: Эхнатон и Моисей — одно и то же лицо. А значит, иудаизм, а следом за ним и христианство имеют «египетские корни». Первым версию единства Эхнатона и Моисея выдвинул английский историк египетского происхождения Ахмед Осман в конце восьмидесятых годов минувшего века в своей книге «Моисей и Эхнатон».