Газета выходит с октября 1917 года Friday 26 апреля 2024

В новом читальном зале — все свои

Олег Кулик (на фото), открывая проект в день затмения, сыграл в пинг-понг и представил свое надгробие

В «Ленинград Центре» — мультиформатном пространстве, созданном для проектов на стыке культуры, развлечений и медиа, — открылся читальный зал «Все свои». Центр действует в стенах бывшего кинотеатра «Ленинград» в Таврическом саду, и в свое время в кинотеатре действовал небольшой читальный зал. Таким образом, отмечая Год литературы, организаторы проекта решили провести связь между ультрасовременным и высокотехнологичным пространством и местом историческим, которое сыграло заметную роль в культурной жизни города.

— Нам хотелось доказать, что читальный зал может быть живой, дышащей структурой, — рассказала «ВП» куратор «Ленинград Центра» Оксана Бондаренко. — Мы стремились создать комфортный зал, позволяющий читателю максимально погрузиться в мир литературы. Специально обученный персонал будет провожать посетителей в читальный зал, где есть Wi-Fi, регистрировать, предлагать литературу. Мы планируем устроить здесь лекторий, поэтический клуб… На большой сцене совместно с журналом «Сеанс» по определенным дням будут проводиться кинопоказы.

Горожане смогут пользоваться новым читальным залом бесплатно. Некоторые лекции будут платные — за 250 — 300 рублей. Зал будет действовать до 10 мая; на финисаже — закрытии выставки — книги будут распродаваться за полцены.

Все книги выставлены в оригинальной конструкции, представляющей собой множество поставленных друг на друга деревянных кубов. Нельзя не обратить внимания на именные полки. Это рекомендации 20 персон — Александр Сокуров, Лев Лурье, Ксения Раппопорт и другие известные деятели культуры назвали книги, оказавшие наибольшее влияние на их жизнь и творчество.

Проект открылся перформансом «Строгое доказательство существования внешнего мира» — совместной работой Олега Кулика, одного из известнейших мировых представителей актуального искусства, и Дмитрия Волкова — бизнесмена и филантропа, сооснователя холдинга Social Discovery Ventures. Ему и принадлежит идея взять за литературную основу перформанса статью философа Джорджа Эдварда Мура «Доказательство внешнего мира». 

— Суть этого перформанса в некоторой иронии по поводу культуры, — пояснил «ВП» Олег Кулик. —  Вы видите стол, на котором написан текст, видите под столом людей в тогах (философов), которые произносят цитаты из статьи Мура. Я молчу — просто играю в пинг-понг с Димой, который выступает как мое альтер эго. 

Обложка альбома свидетельствует: Кулик интересуется не только лучшими друзьями человека, но и его ближайшими родственниками.

Что скрывать, широкой аудитории Олег Кулик известен прежде всего как «человек-собака» и автор прочих представлений, связанных с телесностью и  инстинктивным началом в человеке. Но в проекте «Ленинград Центра» Кулик представлен совсем в другой ипостаси. В «Строгом доказательстве…» — не проявления физиологии и инстинктов, но игра ума, интеллектуальный ребус. На выставке, дополняющей читальный зал, представлен ранний арт-объект Кулика — «Черная книга» (1988), задуманный художником как собственное надгробие; и формы изображенного на нем человека идеалистичны — в духе Леонардо да Винчи. 

— Когда я был молодым, то не знал, сумею ли стать большим художником, долго ли вообще проживу, — заметил Олег Кулик. — И я спросил себя: как мне хочется завершить свою жизнь? Результат вы можете увидеть сегодня. Я прислал сюда великое множество своих работ, думал, мы устроим нечто грандиозное… А они выбрали эту раннюю работу. Представьте себе, как получилось: взять и выставить 20 марта, в день полного солнечного затмения, мое «надгробие»!

Также в день открытия читального зала публике был представлен художественный альбом «Олег Кулик» из серии «Актуальное искусство». Автор и куратор серии — известный издатель и коллекционер Пьер Броше и автор-составитель альбома — арт-критик и первая жена Кулика Людмила Бредихина — выбрали наиболее этапные работы художника, сопроводив их оригинальным комментарием.

«Рекомендую этот альбом всем читателям вашей газеты! — сказал Олег Борисович. — Его составила женщина, 30 лет водившая меня на поводке». 

Эксклюзивное интервью художника читайте в одном из ближайших номеров.

«Черная книга» — прижизненное надгробие художника — за 27 лет ничуть не потеряла актуальности.

↑ Наверх