Газета выходит с октября 1917 года Tuesday 23 апреля 2024

В общагах джентльмены уступают девушкам лучшие места

Корреспонденты «Вечернего Петербурга» побывали в общежитиях СПбГУ в Петергофе

80 тысяч мест в общежитиях в Петербурге иногородние студенты заняли еще до завершения приемной кампании. Ведь с каждым годом процент приезжих абитуриентов увеличивается и в этом году достиг уже почти 70%. При этом в год появляется в среднем лишь 1000 новых мест в общагах. В итоге сегодня 14 тысячам первокурсников жить негде. Вот и приходится им вместо 2000 — 3000 рублей в год за место в общежитии платить столько же, а то и в два раза больше ежемесячно за место в хостеле или съемной квартире.
Каждый, кому место в общежитии все-таки досталось, по праву считается счастливчиком. И тут уж не до комфорта. Была бы крыша над головой. Корреспонденты «Вечернего Петербурга» побывали в гостях
у таких счастливчиков в Петергофе.

В петергофском студгородке живет больше 10 000 студентов Университета. Фото: Натальи ЧАЙКИ

Дверь как холст
Халтурщики и ботаники. Так студенты СПбГУ, живущие в общагах в Петергофе, величают друг друга. Вот только здесь разделение идет вовсе не по принципу успеваемости. Дело в том, что одни ребята живут на так называемой халтуринской площадке, что расположилась на улице Халтурина. Другие же заселены на ботаническую площадку, которая находится, соответственно, неподалеку от Ботанической улицы. Журналисты «Вечёрки» решили начать с визита к халтурщикам.

По длинному коридору общежития на улице Халтурина стоит пройтись, как по музею современного искусства, поскольку на каждой двери здесь — свои художества. На одной красуется многозначительная надпись «макарошки» с изображением подобия макарон. Неподалеку патриотичная надпись «Тагил» с попыткой показать карту России с этим городом. Еще на одной двери красочное предупреждение «Осторожно, люди внутри». Есть здесь и портреты, и изображения ветвистых деревьев, и даже разнообразные картины. В общем, каждый студент обозначил свое присутствие как мог. Правда, в конце учебного года каждый художник получит по ведру краски и кисть в руки и будет закрашивать свои шедевры. Но ребята к этому относятся спокойно. Говорят: надо же освободить место для творчества на будущий год.

Кухня на 50 человек здесь никого не смущает. Фото: Натальи ЧАЙКИ

В тесноте, да за копейки
Одна из дверей со скромной надписью «ПМПУ при СПбГУ» приоткрыта. Заглядываем. Там молодой человек вешает на веревку полотенце. Веревка натянута прямо над двумя из трех кроватей, вплотную пододвинутых одна к другой вдоль стен. В комнате творческий беспорядок. Первое, что бросается в глаза: интересное использование стульев рядом с кроватями. У молодых людей они стали столиками для ноутбуков.

— Вообще мы тут живем втроем, но третий сосед в комнате почему-то почти не появляется, даже не знаю, где он бродит, — рассказывает молодой человек по имени Георгий, первокурсник факультета прикладной математики СПбГУ. — А так устроились хорошо, а главное, дешево. Все-таки платить в месяц за жилье здесь нужно всего 165 рублей. По воскресеньям выбираемся в город, погулять у Невы.
Прямо в коридоре журналисты «Вечёрки» встречают молодого человека в белом банном халате и шлепках, который направляется в душ. А за углом, на кухне у плиты, готовит гренки студент из Вологды.
— В Гарварде вообще все студенты обязательно первый год учебы должны провести, проживая в кампусе, чтобы сплотиться, социализироваться, — сообщает он. — И это отлично!

Стул в общаге — это еще и компьютерный столик. Фото: Натальи ЧАЙКИ

Чистота зависит не от ремонта, а от человека
Еще за одной приоткрытой дверью журналистов ожидает шок — аккуратная, как новенькая, комнатка. Наверное, дело в том, что живут в ней девочки. Все здесь блестит. На полу постелен коврик. На столе сложены в горки учебники по экономике. На другой части этого небольшого стола настолько же аккуратно выставлены чайник, кое-какие продукты, чай и кофе.

— Порядок зависит больше от жителей, чем от ремонта, — говорит встретившая журналистов Мария Ступина из Вологды, первокурсница экономического факультета.

Между прочим, экономфак СПбГУ находится вовсе не в Петергофе, а неподалеку от станции метро «Чернышевская» в Петербурге, так что добираться до учебы Марии приходится минимум полтора часа. Это, кстати, и является проблемой университета, одного из немногих вузов Петербурга, в котором мест хватает на всех. Сейчас в вузе даже осталось 1500 мест. Вот только большинство вакантных комнат — в Петергофе, в то время как большинство факультетов — в Петербурге.

Каждый студент обозначил свое присутствие как смог. Фото: Натальи ЧАЙКИ

А ботаникам сделали евроремонт
А что же ботаники? Здесь дела обстоят совсем иначе. Например, в общежитии № 10 на Ботанической улице, 66, корпус 2, только что завершился ремонт. Да и весь студгородок на Ботанической радует аккуратными газонами, ровно заасфальтированными дорожками и очень строгой охраной на пропускном пункте. Посторонний человек сюда попасть не может никаким образом, в то время как на «халтуринскую площадку» вход не ограничен, и охранники сидят там только на входах в сами здания.

В холле отремонтированного здания журналистов «Вечёрки» встречает председатель студсовета физического факультета СПбГУ Дмитрий Михайлов. Собственно, он и занимался распределением комнат между студентами. Сам Дмитрий тоже иногородний студент. Семь лет назад приехал из Псковской области и сейчас учится в магистратуре, так что о жизни в общагах знает не понаслышке.

Он показывает новенькие комнаты после евроремонта: красивая мебель, ковролин, новые обои и люстры. На каждый блок из двух комнат на трех и двух человек — по отдельному санузлу. Кухня тоже наполнена всем необходимым для любителей готовить. В общем, здешним студентам по-настоящему повезло, а некоторые даже признаются, что у себя дома жили в худших условиях.

Джентльмены уступают хорошие места дамам
— На каждый факультет выделяют квоту по местам в общежитии исходя из числа студентов факультета, — объяснил Дмитрий Михайлов. — Нам присылают эту квоту, а дальше уже мы начинаем распределение по различным принципам. Молодые люди обычно по-джентльменски уступают лучшие места девушкам. Также жителей Ленобласти мы можем поселить в комнату, где давно не делался ремонт. Все-таки ребята имеют возможность часто ездить домой. А вот если студент издалека, стараемся предоставить ему более комфортные условия.

В девчачьей комнате и без ремонта всегда чисто и уютно. Фото: Натальи ЧАЙКИ

Дмитрий признает, что за 7 лет такой работы заметил тенденцию: запросы заселяющихся постоянно растут. Когда-то приезжие радовались самой возможности жить и учиться в Петербурге, а теперь некоторых не устраивает и прекрасный ортопедический матрас, и недавно сделанный ремонт, а отдельные привереды умудряются переехать за четыре года обучения из комнаты в комнату 10 — 12 раз. И это при том, что проживание стоит всего лишь около 2000 рублей в год.

— Порой я и по внешности, и  по поведению человека за пять минут могу определить, с кем его заселять, и, как правило, не ошибаюсь, — рассказывает Дмитрий. — Впрочем, при желании ребята потом могут меняться местами.

На дисциплину не рассчитывают
Впрочем, стены в коридорах отремонтированной общаги все-таки покрасили специальной антивандальной краской, на которой и фломастеры не пишут, и краски плохо отпечатываются. Директора каждой общаги единогласны в одном: студенты «убьют» любой ремонт за пару лет.

Одна из директоров, попросив не называть своего имени, и вовсе призналась корреспондентам «ВП», что в этом году в общежитие заселилось особенно много молодых любителей алкоголя. Видимо, первокурсники вырвались из-под родительской опеки и большинство из них расценили это как сигнал к старту «алкогольных вечеров». В итоге общага «гудит» до двух-трех часов ночи, и порой утихомирить гуляющих ох как непросто.

— С другой стороны, на то они и студенты, живущие в общаге, так уж заведено, ничего не поделаешь, — развела руками в конце беседы директор. — Курсу к третьему обычно успокаиваются. Начинают учиться и работу искать.

Цена проживания здешних студентов радует настолько, что все остальное кажется мелочью. Не смущает их тот факт, что здание построено в 1968 году и за все время ремонты здесь были лишь косметические и не очень-то частые. Не смущает никого и одна кухня на 50 человек. Да и несколько душевых кабин на весь этаж — тоже.


ОФИЦИАЛЬНОЕ МНЕНИЕ
О  том, как идет работа с местами в общежитиях СПбГУ, «Вечерний Петербург» решил узнать у проректора главного университета нашего города Ильи Дементьева.

— Сколько не хватает мест в общежитиях для студентов СПбГУ?
— Нисколько. В этом году мы заселили около 2500 человек к уже проживавшим 8000 человек. Есть еще около 1500 свободных мест. У СПбГУ другая проблема: три четверти мест расположены в петродворцовой части, тогда как три четверти студентов учатся в городе. В связи с этим около 2000 студентов тратят на дорогу в город из Петергофа до двух часов. То есть сейчас в городском общежитии нужно 2000 новых мест, а значит, через пару лет понадобится уже 3000.

— Есть идеи по решению этой проблемы?
— Нужно либо строить новое общежитие на Васильевском острове с нуля, но на это понадобится минимум 5 лет, либо найти здание, которое уже построено, но не используется. И то, и другое сложно сделать в центре города, но мы работаем над этим.

— То есть финансово к такому решению вопроса Университет готов, проблема только в поиске места под стройку?
— Сам по себе СПбГУ ничего профинансировать не может, поскольку является госучреждением, причем бюджетным, но мы можем вести капитальное строительство в случае, если объект находится в федеральной целевой инвестиционной программе. Чтобы в нее попасть, нужно соответствовать определенным критериям, в частности иметь проектную документацию.

— Какова судьба проекта расселения студентов в хостелы?
— Эта задумка реализована лишь частично, поскольку мини-отелям оказалось выгоднее закрываться на межсезонье, нежели работать. Лишь небольшое количество студентов удалось заселить таким образом.

— Первокурсники в Петергофе жалуются на то, что в общежитиях живут не студенты и даже гастарбайтеры...
— Насчет гастарбайтеров, думаю, они говорят для красного словца, палку перегибают. Но то, что в студгородке в Петергофе живут не только студенты, — это правда. И эти «не студенты» делятся на две категории. Первая — работники СПбГУ. Университет вправе предоставлять им места для временного проживания, в случае если удовлетворены все потребности студентов. Вторые же в СПбГУ не работают и оказались в общежитии по разным причинам, например, потому что работали здесь раньше. За последнее время около 900 мест по второй категории мы освободили. Мы вынуждены это делать, поскольку количество иногородних студентов растет. Но это не только административно-командный вопрос, ведь живут там живые люди...

— А каковы критерии распределения жилья между студентами?
— Систему критериев мы разработали вместе со студсоветами, и она утверждена приказом проректора по учебной работе. Среди десятка критериев есть, например, такие, как преимущество для победителей олимпиад, для проучившихся в университете четыре года, для получивших степень бакалавра и поступивших в магистратуру, для людей с ограниченными возможностями и так далее. Но в итоге распределение ведут студсоветы.

— Вероятно, разница в условиях проживания порождает разногласия и ощущение неравенства среди студентов?
— Конечно, все комнаты разные. Есть только что отремонтированные, есть отремонтированные в прошлом году, а есть и построенные в 1966 году и стоящие с тех пор без капитального ремонта. СПбГУ должен стремиться устранять эти различия. Но посудите сами: из 12 000 имеющихся у нас сегодня мест в этом году мы ввели 960 отремонтированных, то есть 1/12 часть. Значит, на ремонт всех комнат у нас уйдет 12 лет, но через 12 лет ухудшатся те, что были отремонтированы в этом году. И этот процесс бесконечен, мы ведь не можем поставить на ремонт все комнаты сразу. Да, кто-то живет в худших условиях, а кто-то в лучших, но я все же надеюсь, что ребята поступили в Университет и приехали в Петербург не за этим.

Материал подготовила Ирина ПАНКРАТОВА
↑ Наверх