Газета выходит с октября 1917 года Wednesday 22 января 2025

В первый день ты фельдшер, во второй — раненый, в третий — санитар или хирург

В эти дни на площадке Военно-медицинской академии в Красном Селе проходят учения «Рубеж»

Нужно отметить, что аналогов таких учений в стране нет вообще. А Военно-медицинская академия проводит эти учения ежегодно. И основные участники — курсанты, в том числе представительницы слабого пола, и преподаватели. Цель учений — отработать навыки оказания медицинской помощи в боевых условиях. Поскольку учения длятся пять дней, курсанты успевают показать навыки оказания медицинской помощи в разных ипостасях. Сегодня, например, ты фельдшер, завтра — санитар, послезавтра — сам выступаешь в роли раненого. По окончании учений проводится детальный разбор и каждому курсанту выставляется оценка.

Обучение курсантов — главная задача учений, но не единственная. Еще одна важная задача — испытание тех или иных образцов военно-медицинского снаряжения. Вот и на нынешних учениях испытывали сразу несколько наименований снаряжения, в том числе мобильный рентгеновский аппарат, тележку для перевозки раненых, модульно-каркасную палатку для полевого госпиталя, электронный аппарат для остановки кровотечения, успешно заменяющий традиционный жгут. Кстати, что касается «электронного жгута», то он является совместной разработкой кафедры военно-полевой хирургии и «Медтехники».

Вчера учения, на которые пригласили журналистов «ВП», начались с имитации боя. Со взрывами, горящими бронетранспортерами, идущими в атаку солдатами. После атаки появились и первые раненые, к которым сразу же подползли санинструкторы, оказывающие первую помощь непосредственно на поле боя. Одному из пострадавших кровотечение верхней конечности (условное, конечно) остановили тем самым «электронным жгутом». Далее на поле боя выехал специально оборудованный для медицинских целей БТР, который и забрал раненых. На этом условный бой закончился, началась демонстрация оказания дальнейшей медицинской помощи. По всей территории были развернуты палатки тех или иных военных медицинских подразделений.

Мы подошли к палаткам медицинского взвода мотострелкового батальона. На носилках лежал тот самый раненый с «электронным жгутом». Знакомимся. Евгений Латонов, первокурсник.

— Быстро, легко положили «электронный жгут». На ноге у меня жгут обычный, так ощущение, что обычный больше давит, более дискомфортно, — делится ощущениями Евгений.

— Это опытный образец, который, конечно, будет дорабатываться, — поясняет Виктор Александрович Рева, капитан медицинской службы, преподаватель кафедры военно-полевой хирургии. — Но уже сейчас видно: такой жгут более удобен. Классический жгут выдает давление порядка 600 мм рт. ст., а этот — 200 мм — при той же эффективности. То есть давление на ткани значительно меньше и меньше риск их повреждений.

Интересно, что новая модель даже учитывает, на какой конечности — верхней или нижней — нужно остановить кровотечение. Для этого сделаны кнопки разных цветов.

Знакомимся еще с одной раненой, тоже первокурсницей, Маргаритой Клещевой. Спрашиваем, почему решила пойти именно в Военно-медицинскую академию, а не в обычный медицинский институт.

— Я из семьи военных, так что знаю о профессии не понаслышке. Считаю, что военный врач кардинально отличается от врача гражданского. Он должен знать и уметь гораздо больше, чем врач на гражданке. Военный врач — профессия, о которой можно говорить с гордостью, — считает Маргарита. — Какое направление выберу после окончания? Мне хотелось бы стать анестезиологом.

Кстати, конкурс во ВМедА для девушек  большой. В прошлом году, когда поступала Маргарита, было 8 человек на место. В этом году на 30 мест для представительниц слабого пола уже подано более 300 заявлений. Так что для девушек профессия военного врача остается очень привлекательной.

Безусловно, наибольший интерес вызывали палатки госпиталей — с вполне реальными операционными, в которых в случае надобности можно хоть в тот же момент провести хирургическое вмешательство. Если, конечно, доставят необходимые лекарственные препараты (на учениях используются имитаторы). Причем на этот раз в учениях приняли участие военные врачи и медицинские сестры Псковской воздушно-десантной дивизии, многие из которых уже побывали в горячих точках.

— Да, когда впервые попадаешь в зону боевых действий, становится страшно. Но потом привыкаешь и четко выполняешь свою работу. У нас говорят так: «Все, что не убивает, делает нас крепче», — пояснил Максим Сергеевич Семин, стоящий у операционного стола.

Отметим еще одну особенность этих учений: все «ранения» были отлично смоделированы. Понятно, что вместо крови использовали краску. Но еще и специальные муляжи крепились на тела раненых, чтобы рана выглядела реальной. Разные ранения — разные муляжи. И все в целом создавало впечатление, что это не игра, что это — реальность, которой лучше бы не случиться никогда. Но военные врачи знают: войны — они всегда были и будут, и значит, их помощь будет востребована, и им в любой момент может быть дан приказ отправиться в очередную горячую точку.

↑ Наверх