Газета выходит с октября 1917 года Thursday 26 декабря 2024

В питерской подземке провели первую ночную экскурсию

Почему ночью в метро пахнет соляркой, какие в ходу виды жетонов и сколько километров в день пробегает эскалатор – выяснил корреспондент «Вечёрки»

Закрытый до сих пор режимный объект за последние полгода произвёл неожиданный крен в сторону пассажира. В октябре в метро открылись техническая, историческая и детская экскурсии. И вот теперь - ночная. Как объясняют организаторы, это первый опыт в отечественной практике. А одна из целей мероприятия - на пальцах объяснить, что хождение поездов в тёмное время суток - идея фантастическая, и на неё лучше не рассчитывать.

Килограммы  меди

Первый час ночи. Собираемся на станции "Пушкинская". Экскурсантов - десять человек. Кажется, впервые не нужно беспокоиться, что последний поезд уйдёт. В вестибюле непривычно пусто: только ленивый полицейский, уборщица и кассирша в прозрачном окошечке. Эскалаторы останавливаются, шум метро исчезает и становится подозрительно спокойно…

Всем экскурсантам выдают оранжевые жилетки (если в ночном метро у тебя нет спецовки – ты диггер). И проводят к первой «экспозиции» - выемке жетонов из турникетов. Процесс этот сродни инкассации, строго охраняется: сумма вечернего сбора исчисляется сотнями тысяч рублей. «Медь» со звоном сыплется в холщовые мешки, грузится на железную тележку и помещается в ящик, похожий на сейф. Сразу приходит мысль: даже при большом желании такой ящик просто так не похитишь, не говоря уже о том, чтобы его далеко унести.

Экскурсоводы инженеры Дмитрий Баден и Дмитрий Графов делятся любопытными сведениями о таком непритязательном предмете, как жетон. Оказывается, в ходу их сейчас два вида: с округлой буквой «М» (новые) и с острым начертанием – старинные. А к открытию каждой станции или громкому юбилею обязательно выпускаются юбилейные жетоны: цена их среди коллекционеров растёт с каждым годом.

Заветный поддон

Узкая дверь справа от эскалатора. Машинный зал. Здесь располагается 12-тонный главный вал, лестничное полотно, цепи, бегунки, приводящие в действие транспортёр. 

- Вся техника – 57-летней давности, - объясняют нам. – Надёжная, простая, но не вечная. Со временем её, как и на всех станциях, заменят. На «Пушкинской», например, реконструкцию начнут уже в конце этого года.

Ступеней на эскалаторе – 600 с лишним (30-этажный дом). В сутки они пробегают 111 километров. Двигаются со скоростью быстро идущего человека – 4,5 километра в час. Интересный факт: вещи, обронённые людьми во время движения, попадают на специальный поддон. Поэтому, если вы что-то нечаянно уронили – это ещё не значит, что потеряли. 

Выемка безопасности

Спускаемся в пассажирский зал. Особая акустика делает здесь кричащим любой, даже самый тихий звук. В отсутствии массы народа просторные стены как-то странно ужимаются…

На рельсах стоит мотовоз на дизельном топливе. По всему залу разносятся столь непривычный в метро запах солярки и звук работающего двигателя.

- Все транспортные работы производим вот на таком мотовозе – кабриолете с открытым верхом, - рассказывают экскурсоводы. – В тоннеле, на каждом перегоне, работают обходчики, путейцы, дефектоскописты, поэтому контактный рельс в ночное время отключаем. 

Мотовоз грузит контейнеры с мусором, собранным во время обходов шахт. Дефектоскописты со специальной тележкой проверяют, на сколько миллиметров отклонились рельсы от нужной параллели, и исправляют деформации. Путейцы разбирают промасленные шпалы-коротыши – готовятся к замене на новые бетонные.

- В метро ведь только короткие шпалы, - поясняют ведущие. – Между ними - выемка безопасности. Туда вода стекает. И человек ложится, если нечаянно на рельсы упал. Ни в коем случае нельзя обратно лезть – убьёт током. Нужно или добежать до конца платформы и подняться наверх по специальной лестнице, или лечь на дно выемки навстречу идущему поезду, лицом вниз. Тогда спасётесь. Не знали об этом?

Теперь знаем.

↑ Наверх