Газета выходит с октября 1917 года Tuesday 23 июля 2024

В поисках славянской Шамбалы

В конце июля в Петербурге снимали мистический телефильм «Беловодье. Тайна затерянной страны». Наш корреспондент побывал на съемочной площадке

В мирный летний полдень на Исаакиевской площади вдруг раздался взрыв. Взлетело на воздух уличное кафе. Раскидало в разные стороны столы и  стулья, взрывной волной повалило людей. Раздались крики ужаса, прохожие кинулись в разные стороны... Это, к счастью, не криминальная хроника, не репортаж об очередном террористическом акте, а всего лишь эпизод войны злых и добрых магов, охватившей весь мир и вот теперь добравшейся и до нашего города... Война магов ведется не первый год. О ее начале рассказывалось в 13-серийном фильме «Пока цветет папоротник», который показывали на российском и украинском телевидении в 2012 году. Там действие происходило в Горном Алтае. «Беловодье» — продолжение «Папоротника», но, как говорят создатели, смотреть его можно и отдельно: это новые приключения тех же героев.

Евгений Бедарев — и режиссер, и сценарист картины. Он знает, как все должно быть.

От Таиланда до волошинского Крыма

Сам съемочный процесс — для непосвященных, возможно, явление более загадочное, чем любые магические войны. Фонтан — бывшая поилка для лошадей у Казанского собора — стал местом очередных съемок. Молодой длинноволосый человек в костюме (по сюжету — маг-предатель) прохаживается у фонтана: сцена эта, очевидно, займет в фильме секунд пять. А сколько суеты — ставят большие белые экраны и прожекторы с синими фильтрами. Фонтан и гравий вокруг него поливают из лейки — нужно, видимо, чтобы все было мокрым.

Из Казанского собора выходят туристы, смотрят с изумлением.

— Это, наверное, снимают какой-то... экшн, — находится с версией один из зевак.

Девушка с мегафоном обращается к публике, отдыхающей на скамеечках позади фонтана: «Большая просьба отодвинуться, вы попадаете в кадр! Если вас это не смущает — можете остаться. Но до конца съемок, на все полтора часа». 

Остается только пара молодых людей студенческого вида, культурно расслабляющихся с какими-то бутылочками.

Среди съемочной группы я обнаруживаю режиссера (он же автор сценария) Евгения Бедарева. Он нашей публике  известен фильмом «Тариф «Новогодний» — тоже сказкой. Евгений — в черной спортивной шапке и модных очках. В ушах сережки.

— Вы снимаете фэнтези. Это делается так же, как, грубо говоря, в Голливуде,  или существуют какие-то особенности, которые приходится учитывать, работая для нашего зрителя?
— У нас получается некий микс. Кинозаконы, может быть, действуют и голливудские, хотя они знакомы всем. А мифология, которую мы подкладываем, — точно наша, русская. Беловодье — это в славянских и сибирских легендах страна счастья. Этакая наша Шамбала. Ее ищет главный герой — журналист Кирилл.

— А где еще будете снимать?
— Здесь география будет намного обширней, чем в «Папоротнике»: снимаем кроме того же Алтая в Москве, Владивостоке, Барнауле. Поедем в Крым, в волошинские места. И еще у нас в декабре будет экспедиция в Таиланд, где мы снимем некоторые магические места.

— Напрашивается ассоциация с «Дозорами» Бекмамбетова...
— Ну, ведь и у нас, и на Западе полно книг и фильмов о том, как герои попадают в какой-то параллельный мир... Я с детства любил про такое читать и сейчас люблю. Роджер Желязны очень классно пишет. Да и мои предыдущие фильмы — «Тариф «Новогодний» и «В ожидании чуда» — тоже с магией связаны, хотя, наверное, не в такой степени.

Съемки «Беловодья» проходят на фоне красот архитектурных...

С домовым стараюсь дружить

Петербургская актриса Светлана Суханова пришла на площадку — поддержать коллектив и посмотреть, что происходит, у нее в нашем городе сцен нет.

— Я играю Сашу, родную сестру главного героя, Кирилла. Саша по сценарию — артистка Московского ТЮЗа и к магии не имеет никакого отношения, — рассказала Светлана. — Правда, в «Папоротнике» нас похищали колдуны. Но нам удалось сбежать и их победить... В жизни я тоже театральная актриса, работаю в Театре «Комедианты» — на Лиговском, 44. А в кино в основном сотрудничаю с Евгением Бедаревым, он меня регулярно приглашает в свои проекты.

— Сложно играть вот в таком кинофэнтези?
— Я думала, взрослым серьезным людям сложно разыграть на экране сказку — то, чего не может быть. Вот как это делал Александр Роу? Но оказалось, совсем не так трудно. Потому что даже у взрослого человека где-то внутри остается вера в чудеса, в Деда Мороза, и ее можно выпустить наружу. Я сама люблю фантастику. Верю, что мы не одни, не может наша Земля быть одна такая. Есть, наверное, и ангелы-хранители, и ведьмы, и колдуны. И домовой. Я, правда, с ним не сталкивалась, но заочно стараюсь дружить.

...и природных.

Из Исаакиевского собора вырвутся темные силы

Съемки заканчивались, труппа собирала технику. А я нашел момент побеседовать о фильме с генеральным продюсером Сергеем Майоровым:

— Как вообще началась ваша работа над сериалом?
— Десять лет я работал в ежедневном эфире. Но в какой-то момент мне это надоело, я понял, что так дальше продолжаться не может. И в этот момент внутреннего кризиса Женя Бедарев показал мне сценарий первого фильма, «Пока цветет папоротник», тогда у него не было продюсера. Почему-то в идею никто не верил. Женя сказал: «Может быть, ты попробуешь?» Я говорю: «Давай рискнем»... В итоге фильм побил все мыслимые телевизионные рекорды и стал лидером прайм-тайма. Как так получилось? Не знаю. Интуиция... Наверное, как сказала мне великая Катрин Денёв, когда я брал у нее интервью, «надо просто уметь дожидаться своей роли».

Я еще хочу заметить, что «Папоротник» и «Беловодье» — это не сериалы. Сериал, или телероман, — нечто более кустарное. Незатейливая, очень затянутая история, снятая в одних и тех же декорациях. А у нас — именно телевизионный художественный фильм, снятый по всем законам жанра. Чтобы понять сюжет, его нужно смотреть от начала до конца. Именно поэтому он рассчитан на гораздо меньшее количество серий (12 серий по 48 минут. — Ред.).

Предприимчивые люди стали уже устраивать на Алтае туры по местам съемок. Мы от такого успеха поверили в самих себя и решили, что можем эту историю продолжить. А вслед за «Беловодьем» у нас, надеюсь, получится третья часть — полнометражный фильм, который выйдет в прокат накануне 2015 года.

— А продвигать на Запад ваш проект вы не собираетесь?
— Нашим фильмом уже заинтересовались немцы, американцы, финны. Им тоже нужен качественный продукт. «Папоротник» с успехом прошел в Грузии, Казахстане, Украине. Это все, конечно, постсоветское пространство, но мы расстались уже довольно давно, и вкусы у нас разошлись сильно. Так что этот успех особо приятен.

— А ваш фильм как-то соприкасается с современной действительностью?
— Наша история, конечно, о сегодняшнем дне. О том, что силы добра и зла находятся в ежеминутной схватке и силы добра не то чтобы побеждают. Хотя иногда добро оборачивается злом, и наоборот — зло бывает во благо. Не всё однозначно...

Мы живем в непростое время — время революций, причем прежде всего внутренних. Очень многое меняется в сознании людей. В 1986 году я, комсомолец, поступал в театральный институт и свято верил, что система непоколебима. Кто бы подумал, что двадцать семь лет спустя я окажусь в совершенно другом измерении. Так что наше кино — современная история.

— А какую роль в ней играет Петербург?
— Вообще история у нас начинается с Петербурга. Город полон мистики, тут что ни камень — то история. 

По сценарию значился «некий европейский город». Мы дискутировали, снимать ли эту сцену где-нибудь в Германии или Австрии. Но Женя Бедарев — человек, безумно влюбленный в Петербург, — сказал: «Зачем мы ищем что-то еще? У нас же есть главный европейский город России». Мы сразу вспомнили мой любимый Исаакиевский собор, и все как-то встало на свои места. Так что из Исаакиевского собора вырвутся темные силы, которые сметут людей на площади. С этой красивой сцены всеобщего смятения все и начнется.

Еще я очень рад тому, что половина актеров у нас из Петербурга. Тут и Света Суханова, и Алексей Васильев, и Владимир Крылов. И блистательный Семен Сытник из Александринского театра, и легенда Петербурга Любовь Виролайнен, и Наталья Данилова. Наталья Юрьевна, звезда БДТ  и любимица великого Товстоногова, сыграет одну из главных ролей — загадочную волшебницу Верону. Все помнят ее Варвару Синичкину из телефильма «Место встречи изменить нельзя», княгиню из «Маленьких трагедий». И надеюсь, что мы вернем на большой экран эту красивую великую актрису, которую сейчас незаслуженно эксплуатируют в сериалах.

«Беловодье. Тайна затерянной страны»

Режиссер, автор сценария: Евгений Бедарев («Пока цветет папоротник», «В ожидании чуда», «Тариф «Новогодний»). В ролях: Александр Петров, Светлана Суханова, Любовь Виролайнен. Татьяна Агафонова, Людмила Полякова.

Провал земли в заброшенном горном монастыре освободил силу, которая угрожает всей жизни на Земле. В параллельных мирах развернулась борьба за власть, каждый ведет свою смертельную игру, и понять, кто враг, а кто друг, невозможно. Героям необходимо найти дорогу в Беловодье — легендарную страну свободы, которая дарит силу и могущество.

↑ Наверх