Газета выходит с октября 1917 года Tuesday 19 ноября 2024

В центре города пустеют витрины

Кризис гонит из Cеверной столицы кафе, рестораны и магазины

Малая Садовая — одна из самых притягательных улиц исторического центра. В любую погоду по ней гуляют очарованные городом туристы и проводят досуг петербуржцы. Неудивительно, что улица, с тех пор как стала пешеходной, превратилась в зону сплошных ресторанов и кафе. Еще недавно они сверкали витринами в каждом доме, и все равно желающим выпить чашечку кофе у окна с прекрасными видами не так-то просто было отыскать свободное место. А теперь —  наоборот, на Малой Садовой все труднее найти работающее кафе. 

Ярко-красная вывеска «Аренда» поселилась в окнах цокольного этажа углового дома с Невским, под брендовым магазином. Дверь бывшей сетевой кофейни в соседнем здании закрыта на замок. Огромные окна занавешены пленкой. Неуместно радостные краски витринных стикеров все еще пытаются интриговать прохожих сказочными скидками на кофе, но вызывают только грусть. Витрины в следующем доме наглухо задраены светлыми железными жалюзи. Еще недавно тут торговали самыми модными кроссовками планеты. 

На другой стороне улицы — ресторан несуществующей с недавних пор в Петербурге сети «Карлс Джуниор». Еще не сняты вывески над окнами, мультяшные золотые звездочки по-прежнему весело улыбаются с фасада, а сквозь ничем не занавешенные окна видны пустые залы и картонные коробки. Хозяева закрывшегося ресторана, где еще несколько месяцев назад всегда стояли очереди, освобождают помещения. Интересно, что на сайте сети до сих пор в разделе вакансий висят объявления о наборе персонала и красуются рассказы сотрудников о том, в какой надежной компании им повезло работать. Теперь эти сотрудники просят о помощи трудовую инспекцию и выходят на митинги с требованием выплатить зарплату. 

— «Карлс Джуниор» и «Кофешоп» закрылись чуть больше двух недель назад, — рассказал корреспонденту «Вечернего Петербурга» администратор ресторана азиатской и среднеазиатской кухни на Малой Садовой улице. — В кризис выживают только сильнейшие. Вот мы, например. У нас все отлично: клиенты есть, закрываться не собираемся (по соображениям рекламы назвать ресторан мы не можем. — Прим. ред.).

В зале действительно обнаружилась парочка клиентов — за столиком у окна согревались чашкой кофе две девушки. Но и эта сеть успела закрыть около десяти ресторанов в Петербурге, а в будущем собирается сократить их число на треть. 

—  Есть две причины, по которым в городе каждый день закрываются рестораны, кафе и магазины, — пояснил «Вечёрке» совладелец петербургского ресторана Эльдар Кабиров. — Во-первых, вместе с валютным курсом выросли арендные ставки и подорожали продукты, а во-вторых — покупательская способность населения резко снизилась. Прекращают работу банки, рекламные агентства, турфирмы. Те предприятия, работники которых тратили деньги на атрибуты лучшей жизни и развлечения, первыми стали сворачивать деятельность. 

По мнению председателя совета петербургской Ассоциации малого бизнеса в сфере потребительского рынка Алексея Третьякова, первый удар ресторанной сфере был нанесен еще летом прошлого года. 

— Вступил в силу антитабачный закон, и в заведениях общепита запретили курить, — говорит Алексей Третьяков. — Уже тогда они потеряли примерно треть клиентов. А продуктовое эмбарго вкупе с ростом валютного курса, цен и безработицы их добили. В Европе, например во Франции или Италии, тоже борются с курением, но в кафе и ресторанах всегда есть веранды, где можно курить. Потому что все понимают, что иначе эта сфера рухнет, так как рестораны неминуемо потеряют немалую часть клиентов и будут закрываться. А значит, станет меньше налогоплательщиков и сократятся поступления в бюджет. Там этого боятся, несмотря на то что в Европе очень развита культура посещения ресторанов и для местного населения это не роскошь, как для жителей России, а неотъемлемая часть жизни.

Неподалеку, на Садовой, вдвое ужалось в площадях знаменитое кафе «Север», опустели двухэтажные витрины одного из старейших в городе салонов свадебного платья на углу с Банковским переулком. Много лет, проходя мимо него, прохожие поднимали глаза, чтобы лишний раз полюбоваться выставленными напоказ роскошными нарядами. В соседнем магазине корреспонденту «Вечёрки» рассказали, что салон закрылся еще осенью. 

— Российский малый бизнес оказался в очень сложной ситуации, и правительство должно разработать и принять меры, чтобы его защитить, — считает эксперт Алексей Третьяков. — Иначе в городе будет появляться все больше пустых витрин, и пустовать они будут очень долго. 

По сравнению с европейскими городами петербургский ресторанный рынок никак нельзя назвать перенасыщенным. Теперь он может и вовсе оскудеть. 

— Но это естественный процесс, — уверен, однако, аналитик ресторанного рынка Сергей Худяков. — Уйдут слабые игроки, но обязательно появятся новые, грамотные и сильные. Взять те же пустующие помещения на Малой Садовой. Это то самое место, что пусто не бывает. Вот увидите — совсем скоро, несмотря ни на какой кризис, здесь поселятся новые хозяева. Это будут заведения с продуманной, выверенной стратегией, и у них обязательно появится свой клиент. А значит, петербуржцы и туристы от происходящей сейчас на рынке болезненной чистки в конце концов только выиграют.

↑ Наверх