В животе удивительной рыбы
В выставочном зале «Потерна и каземат Государева бастиона», что в Петропавловской крепости, до 16 июня открыта выставка «Рыба-город» объединения художников «4 стихии»
Ольга Долженкова. Рыба ЛФЗ
Художники создают тематические коллекции, символизирующие разные стихии — землю, воду, воздух, огонь. На выставочных площадках Петербурга уже демонстрировались «Ангелы», «Коты», «Лошадки», «Птицы». Нынешняя выставка соответствует стихии воды, а в рамках «Императорских садов России» будет показан уже готовый проект «Бабочки», посвященный, как вы поняли, стихии воздуха.
«Наш город обуреваем стихиями, — сказала на церемонии открытия искусствовед Мария Фомина, — и особая роль принадлежит воде: во многом благодаря ей город и вечен, и меняется. Работы, которые мы здесь видим, относятся к contemporary art, но без холодной рассудочности и безжизненности». Да, холодными работы петербургских художников никак не назовешь, даром что рыба по природе — холоднокровная. Рыбы выпилены из дерева и изукрашены в самых разных техниках: есть и живопись, и резьба по дереву, и керамика, и коллаж…
А почему «Рыба-город», а не просто «Рыба»? Да потому, что открылась выставка накануне Дня города, и большинство работ посвящены именно Петербургу. А еще потому, что есть такое стихотворение у петербургской поэтессы Оли Парасоль (книжка вышла специально к выставке): «Мне вот что ясно видится: / Лежит на невском дне / Мифическая рыбица / В сусальной чешуе…»
Александр Демидов и Елена Зарецкая. Окно в Европу
В основном художники используют силуэты рыб, созданные автором проекта художником Владиславом Шумаковым (1945 — 2010): кто-то их расписывает, кто-то на них что-то наклеивает. Художник-керамист Ольга Долженкова посвятила композицию родному ЛФЗ, декорировав рыбу блюдечками со знаменитой кобальтовой сеткой — а что, неплохая чешуя получилась! Особенно приятна была корреспонденту «ВП» рыба «Окно в Европу», созданная Александром Демидовым и Еленой Зарецкой: художники украсили свое творение номером газеты «Вечерний Петербург». А Алексей Мукушев проделал в деревянной рыбе причудливые отверстия и оставил ее неокрашенной, назвав работу «Зарождение города».
Но иногда художники создают собственные «матрицы»: Сергей Бородкин сделал свою рыбу из круглой столешницы, причем объект двусторонний (называется «Петербург — Петроград — Ленинград», и чего там только нет — и костяшки домино, и старые газеты, и антикварная стеклотара); есть на выставке и объемная, даже круглая «Мона Рыба» Константина Карташевского.