Газета выходит с октября 1917 года Monday 8 июля 2024

Валентина Матвиенко оставила пост губернатора

«Вечерний Петербург» выяснял, что попадет в багаж к следующему градоначальнику

Груз проблем-2003 и проблем-2011

«Город устал!» — именно под этим лозунгом критики тяжелого яковлевского наследия шла на выборы летом 2003 года полпред президента по Северо-Западному федеральному округу Валентина Матвиенко. Сегодня очень кстати вспомнить о том, с чем нам категорически обещали разобраться — в кратчайший срок первого четырехлетия новой губернаторской власти.

Достроить дамбу, проложить КАД
На выборы-2003 Валентина Матвиенко выходила с программой «Семь первоочередных задач губернатора», разработанной, как сообщалось, известными петербургскими учеными — теоретиками и практиками, а также самими жителями Петербурга. Валентина Ивановна называла эту программу «честной, не обещающей золотые горы».

В первую очередь за четыре года предполагалось реально улучшить жизнь горожан. Также отладить систему управления городом. Затем добиться от федеральной власти возможности достройки Кольцевой автодороги, дамбы, Северного коллектора и Юго-Западных очистных сооружений — по этим федеральным проектам новому губернатору теперь придется проезжаться лишь для того, чтобы перерезать красные ленточки на вновь открываемых объектах. Поздравим его с облегчением багажа! С местными проблемами губернатору повезет куда меньше.

Стройка века — Кольцевая автодорога — заработала в полную силу. Фото: Интерпресс

Маршрутки — все заполонили
«Коммерческий транспорт все больше вытесняет городской транспорт», — возмущалась Валентина Ивановна в ходе предвыборной кампании 2003 года.

Сокращение трамвайной и троллейбусной сети, рост интервалов в движении социального городского транспорта справедливо ставились ею в вину яковлевскому Смольному.  В 2003 году на улицах творилось нечто невообразимое, полагала Валентина Ивановна тогда. Когда при губернаторе Владимире Яковлеве за баранку маршруток еще даже близко не подпускали гастарбайтеров в тапках и трусах, а нелегальные перевозчики и парковки были делом вовсе неведомым. Ведь город тогда наводил лоск к 300-летию своего звания «окна в Европу», и транспорт его имел вполне европейский вид...

В общем, отправляем проблему приезжих извозчиков и транспортной анархии в багажный баул следующего губернатора.

ЖКХ обнаглело
«Граждане платят за уборку, которую они не получают, за услуги, которые им не оказывают, когда нужно сантехника, водопроводчика ждать неделю или 10 дней», — негодовала Валентина Ивановна. Повышенные коммунальные платежи, отвратительное качество обслуживания, отсутствие контроля за эффективным расходованием средств и стимулов снижения затрат...

В 2003 году панацеей от ужасов жилкомсервисов назывался их переход на рыночные рельсы. Мол, будет конкуренция — и мы получим трезвых сантехников. Конкуренция появилась, начальники жилконтор и чиновники райадминистраций приватизировали свой бизнес, жилищный комитет Смольного рулит. И кстати, за достигнутые успехи и многолетнюю плодотворную деятельность председатель городского жилищного комитета Юрий Осипов только что удостоен медали ордена «За заслуги перед Отечеством» I степени.

Как ни бились работники Смольного, рецепта от сосулек не придумали. Фото: Натальи ЧАЙКИ

Ну а то, что происходит нынче зимами в наших дворах и с нашими крышами, — это туда же, в багаж будущего начальника заслуженного председателя.

Коммуналки не расселяют
Петербург строит максимум коммерческого жилья и мизер — городского, оттого очередь на расселение практически не двигается в последние 15 лет, отмечала в 2003 году Валентина Матвиенко. По очереди в год жилье тогда получали примерно 200 семей, и такими темпами срок расселения коммуналок мог бы растянуться на три века. Параграф интенсивного расселения коммуналок и ликвидации ветхого и аварийного жилья в историческом центре был одним из главных в предвыборной программе Матвиенко. Предполагалось активизировать инвесторов и ипотеку.

Смотрим официальные цифры: в 2010 году предоставлены квартиры 737 семьям очередников — это более чем в 3 раза превысило количество семей, получивших жилье в 2009 году. То есть уровень 200 семей в год Смольный держал до последнего.

А параграф ликвидации ветхого жилья он свел в итоге к сносу исторических домов в центре — под строительство элитной жилой и коммерческой недвижимости. Старый Петербург лишился более 100 домов-памятников, в их числе и нескольких зданий на Невском проспекте.

Что касается темпов расселения очередников, то в 2011 году была предложена новая идея — жилье для них по соцнайму, при условиях отказа от очереди. Таких желающих набралось всего около 200 семей: как раз столько, сколько всегда в год из очереди и убывало. Так что город Достоевского — униженных и оскорбленных, темных углов и ужасных квартир — его хватит на век еще не одного губернатора.

Имперский город с областной судьбой
На выборах 2003 года Валентина Матвиенко пообещала вернуть городу его исторический статус. Это подразумевало размещение в нем столичных учреждений и структур федерального значения.

Вскоре на берега Невы переместили Конституционный суд, разместив его — при протестах научной и культурной общественности — в исторических зданиях Сената и Синода. Также в Петербург переехал центральный офис газодобывающей отрасли страны. Из-за этого на противоположном берегу чуть не была построена 300-метровая башня этого офиса, но судебными тяжбами и протестами общественность вынудила власти от идеи отказаться — теперь башню будут строить не на Охте, а в Лахте. 

Горожане надеются, что более никаких столичных «фишек» им власти не устроят, только кортежей с мигалками на наших стоящих в пробках мостах и не хватало.

 

Какими достижениями Валентина Матвиенко может гордиться

Снос ларьков
Первое, чем занялась хозяйка города, — это уборкой. И очистила город от возмутительных ларьков. На смену им пришли сети — зачастую неудобно расположенные. Впоследствии Валентина Ивановна пыталась исправить ситуацию — в городе появились магазины пешеходной доступности (в прошлом году их открылось аж 14!), появилось 20 программ помощи малому бизнесу... Однако все старания не избавили градоначальницу от печальных лавров «борца с малым бизнесом».

Создание кластеров
В Петербурге удалось создать автомобильный кластер — открыть первый в России автозавод полного цикла «Хендай», завод по производству грузовых автомобилей «Скания-Питер», несколько заводов японских и немецких автомарок, а также промышленный парк по производству автокомпонентов. В промзоне «Шушары» заработал завод компании «Магна», выпускающий автокомплектующие, открылась и вторая очередь завода «Бош Сименс».
Валентина Матвиенко сумела также убедить ведущих иностранных производителей лекарств разместить свое производство в Петербурге (общий объем инвестиций составит более 25 млрд. руб.).

Транспорт
За годы правления Валентины Ивановны введено в эксплуатацию лишь несколько станций метро: «Парнас», «Волковская», «Звенигородская», «Обводный канал», «Спасская». До конца года хозяйка Смольного обещала открыть «Адмиралтейскую». Маловато для Петербурга.
Зато при Валентине Матвиенко в Петербурге появился новый вид транспорта — водное такси, или аквабус.
А вот классический петербургский трамвай стали изживать из города, закрывать один за другим трамвайные парки. Однако в последнее время спохватились и прочат этому экологичному виду транспорта блестящее будущее.
Строительство Морского фасада — крупнейшего в Европе специализированного морского пассажирского порта — губернатор также может записать себе в актив.

Растяжкам сказали «нет»
Достижением Валентины Матвиенко можно назвать и то, что из центра города в конце концов — после длительных и шумных выступлений прессы — были убраны рекламные растяжки, уродующие перспективы.

 

ПЕРЛЫ от Валентины МАТВИЕНКО

«Сбивать сосули ломом — это каменный век. Надо найти другой способ. Лазером, горячим паром срезать, еще какие методы. Надо собрать научно-технический совет и посовещаться. Если ученые разведут руками и скажут — только ломом, тогда да».

«Буду делать выводы по руководителям всех уровней. Не могут убрать снег — будут заниматься другой работой, вязать носки по вечерам».

«Вы знаете, что в Петербурге творится? На лошадях ездят где, что, кому вздумается...»

«Пусть хотя бы один день в месяц все сотрудники Смольного, включая губернатора, будут ездить на общественном транспорте. Но во вторник этого делать не будем, иначе вы опоздаете на правительство. Но все равно готовьтесь, коллеги: в метро и в автобусе душно!»

«Хватит сопли на кулак наматывать!»

«Я очень ленивый человек, но так как всю жизнь занимаюсь спортом, то даже если в полдвенадцатого прихожу домой, хотя бы полчаса гуляю. Мне тоже иногда не хочется. Хочется посмотреть фильм на кассете. Вот я часто своим подчиненным говорю: кому нужны больные вице-губернаторы и больные председатели комитетов?»

«На всю жизнь гречей не напасешься, спокойно, разберемся, примем меры, будет греча! Будет все!»

«Надеюсь этим летом на крышах города увидеть вместе с кровельщиками депутатов Законодательного собрания».

«С удовлетворением констатирую, что взаимодействие правительства Петербурга с градозащитными организациями перешло в новое качество. Это еще не штиль, но это уже и не шторм».

«Вечных губернаторов не бывает, два срока я работала на износ. Мы выдавили всю пасту из тюбика».

Алла ДМИТРИЕВА
↑ Наверх