Газета выходит с октября 1917 года Friday 5 июля 2024

Валентину Иванову приходилось рисковать жизнью

Не стало знаменитого нападающего «Торпедо» и сборной СССР

Ушел из жизни Валентин Иванов — знаковая в нашем футболе фигура: легендарный нападающий и знаменитый тренер, лучший бомбардир чемпионата мира-1962, кавалер ордена «Знак Почета», Валентин Козьмич скончался вчера в Москве. Ему было 76, он тяжело болел...

Всю свою игровую карьеру Валентин Козьмич посвятил одному клубу — «Торпедо» (Москва). За черно-белых он в чемпионатах СССР сыграл 287 матчей, забил 124 гола. За сборную СССР форвард провел 59 официальных игр, в которых поразил ворота соперников 26 раз. Иванов входил в состав «золотой» олимпийской футбольной дружины, победившей на Олимпиаде в Мельбурне в 1956-м, а также выступал в финальной стадии чемпионата мира-1962 в Чили. И между прочим, там был признан лучшим бомбардиром — наряду с еще тремя участниками мундиаля он забил четыре гола (два из них — в ворота «экзотических» в ту пору колумбийцев, с которыми наши умудрились завершить игру со счетом 4:4). Но самым звездным и для «Торпедо», и для Иванова оказался год 1960-й, когда московская команда оформила победный дубль — выиграла чемпионат и Кубок СССР, а советская сборная стала чемпионом Европы.

А в Ленинграде Иванов провел памятный матч — 14 мая 1957 года на стадионе имени С. М. Кирова «Торпедо» дало бой «Зениту». Валентин оказался в ударе — забил два гола, а его команда уверенно вела дело к разгрому (5:1). Вдохновенная игра Иванова и его партнеров возбудила питерскую толпу. Болельщики в итоге спровоцировали беспорядки — прорвались на поле. Футбольный матч обернулся грандиозным погромом.

«Когда в самом конце встречи на поле высыпали болельщики, мы бегом бросились в раздевалку. Едва очутились внутри, как в окна со всех сторон полетели разные предметы. Пришлось всей команде ничком укладываться на пол между оконными проемами. Лежали долго, пока обстановка немного не остыла, — вспоминал затем Валентин Козьмич в своих мемуарах. — Со стадиона уехали лишь часа через полтора после матча. Не помню, сопровождал ли нас какой-то эскорт, но до вокзала добрались без происшествий. В те времена о подобных скандалах старались умалчивать. Может, поэтому до последнего времени мало кто знал, что нам, игрокам и тренерам, из-за футбола приходилось иногда рисковать собственной жизнью».

Фил ПАНОВ
↑ Наверх