Газета выходит с октября 1917 года Sunday 28 июля 2024

Валерий Баринов: мы начали строить жизнь по чужому подобию

Известный артист поделился своим взглядом на ситуацию в современном кино и рассказал о новых проектах

На недавнем Выборгском кинофестивале «Окно в Европу» народный артист России Валерий Баринов представлял фильм «Дом ветра» режиссера-дебютанта Вячеслава Златопольского, где сыграл вместе с замечательной актрисой Полиной Кутеповой. Однако в отличие от звезд, которые, представив свой фильм, тотчас же исчезали, чрезвычайно востребованный ныне в кино Баринов пробыл на фестивале всю неделю, пересмотрел множество фильмов и, как он сам объяснил, интересно и с пользой отдохнул.
А корреспондент «ВП» в преддверии Дня российского кино, который отмечается завтра, интересно и с пользой побеседовал с популярным артистом.

 

Фото: Михаила Садчикова-младшего

 

Кино в отсутствие присутствия
— Валерий Александрович, в фильме «Дом ветра» главная героиня, дворничиха детской инфекционной больницы, узнав о гибели своего сына-военнослужащего, забирает, а фактически крадет из больницы семилетнего мальчонку-азиата, который по всем диагнозам обречен… И вот любовь, сострадание творят чудеса! Скажите, могла ли такая история в наше жесткое время произойти в реальности?
—Так она и произошла в реальности, подтолкнув Алексея Тимма написать, на мой взгляд, очень добрый, пронзительный сценарий. Этот сценарий выиграл конкурс дебютов, и продюсер Максим Хусаинов предложил взяться за него режиссеру-дебютанту Вячеславу Златопольскому, который до этого работал в театре, снимал короткометражки. Причем Златопольский согласился не сразу, понимая, как сложно будет экранизировать такую историю-сказку, чтобы в нее поверили зрители. Конечно, этот фильм не состоялся бы, не сыграй в нем Полина Кутепова (за эту роль актриса была удостоена спецприза на фестивале в Выборге. — Прим. авт.) роль простой, малограмотной, но столь нравственной женщины. У меня в фильме не такая яркая роль, но тоже интересная.
Наш фильм еще и о том, что часто мы не живем, а играем в жизнь. В новой, капиталистической жизни свалились на нас деньги — на кого-то большие, на кого-то не очень. И они изменили психологию, люди теперь начали выстраивать свою жизнь по какому-то чужому подобию. У нас нет своих традиций, их отрезали. Нам часто не на что опереться, когда нужно сделать нравственный выбор…
— Какие ваши впечатления от конкурсной программы кинофестиваля, где представлены в основном картины 30 — 40-летних режиссеров?
— Не хотелось бы говорить общие слова о бедах и проблемах нашего кино. Но вот я только что просидел полтора часа в кинозале, посмотрел фильм и, честно говоря, ничего не понял. О чем это, про что? Я все пытаюсь найти фильм, реально мыслящий. А тут мне предлагают проникнуться логикой человека-склеротика, который вышел из дома и не может вернуться… Я ничего не понял. Честно просидел весь фильм, внимательно смотрел и подумал, что я уже давно не был в состоянии полного отсутствия в этом присутствии.

Хорошие молодые бездельники
— А что-то из работ дебютантов вам понравилось?
— Приглянулась картина «Бездельники» молодого режиссера и сценариста Андрея Зайцева, созданная по мотивам ранних песен Виктора Цоя. Антон Шагин играет просто замечательно, я с ним и снимался, и репетировал в театре — он очень хороший артист. И другие молодые актеры на уровне. Режиссерски все сделано точно, собранно. Я не поклонник Цоя, да простят меня молодые, может, это из-за возраста? Но мне вдруг стали понятны все проблемы этих ребят. И главное, что эти «бездельники» — хорошие молодые люди. Я бы даже сказал, положительные, несмотря на все их крики, конфликты. У них депрессия, одиночество, тоска по большой любви, по настоящей. Мы забыли, что любовь, как написал Леня Филатов, «порой равно смерти».
— Представьте себе, режиссер Андрей Зайцев сказал мне в интервью, что хоть фильм и про молодежь, но он может оказаться слишком сложным для нынешнего молодого зрителя, взращенного на попкорновом кино!
— Весь ужас в том, что мы испортили зрителя. Я был, кстати, в восторге от публики в Выборге, которая смотрела этот фильм. После фильма зрители закричали: «Ура!» Нужно, чтобы этот фильм смотрели все вместе — в зале, а не на DVD, чтобы испытать какую-то общность. Я согласен с режиссером, что прокат может быть тяжелым, фильм надо хорошенько раскрутить. Ведь тут нет экшна, а есть такое внимательное «рассматривание» картинки.
Знаете, когда хлынул к нам поток американского кино, я поначалу обрадовался: «Вот, сейчас публика поймет, что у американцев есть плохое кино!» Ведь раньше мы видели сливки американского кино, как и французского, итальянского. Фильмы проходили жесточайший отбор, прежде чем попасть к зрителю… Но мои надежды на то, что зритель отличит подделку от искусства, не оправдались. Серьезная, возрастная публика в кинотеатры ходить почти перестала, а у молодежи вкус испорчен…
— А фильм «Елена» Андрея Звягинцева, который привезли в Выборг после успеха в Канне, вы видели?
— Я разочарован банальностью сюжета. Мать убивает любимого человека ради детей-уродов… Но это сейчас не главная проблема нашего общества.
— Что скажете про «Пять невест», стилизацию под лирические советские комедии?
— Очень не люблю туалетный юмор.

От маршала Жукова до «Чудильника»
— У вас на все свой взгляд. Почему бы вам не появиться в жюри этого фестиваля?
— Нет у меня на это сил и времени. У меня сейчас какое-то неимоверное количество работы в кино и театре, я понял, что надо хоть немножко передохнуть. Всем объявил: «Я занят, не могу» — и приостановил на неделю все съемки. Мне надо восстановиться, организм стал отказывать — вдруг заболело горло, простудил почку… А впрочем, что тут удивительного, если вспомнить, что у меня было 48 съемочных дней подряд! Я просыпался в полпятого утра, чтобы в шесть начинать съемки, потому что нужна была пустая Москва.
— А вы ведь не юноша (Баринову — 66. — Прим. авт.)! Как поддерживаете столь завидную физическую форму? Вот ваш друг, еще один гость фестиваля, народный артист России Александр Пашутин в свои 68 фитнесом занимается, плавает, в теннис играет!
— Пашутин — идеальный человек — не пьет, не курит, занимается спортом, у меня перед ним просто колени дрожат.
А у меня только работа, работа, работа. Когда я дома или на даче, утром катаюсь на велосипеде, делаю зарядку. Раньше ходил в бассейн, а сейчас ни на что нет времени. Я тут пытался посчитать, сколько у меня в кино было проектов в этом году, и, добравшись до десяти, перестал считать, да еще не все вспомнил. А я ведь еще и в театре играю. У нас недавно были очень хорошие гастроли в Израиле. Но сейчас, правда, играю меньше, чем в Малом театре, — там у меня было до 20 спектаклей в месяц!
— Молодые актеры работают для денег, для славы, популярности… А вы?
— А я работаю, чтобы жить. Это способ достойно существовать. Нет, если человек столько снимается, то он и зарабатывает прилично. Моей пенсии не хватит даже на заправку автомобиля. Снявшись во французском проекте, я смог купить огромный дом, деревянный — правда, никак не могу туда вырваться…
— Кроме фильма «Дом ветра» что у вас еще на выходе?
— Комедия режиссера Маши Маханько «Мужская женская игра» — о женском футболе. Она уже получила приз на фестивале спортивных фильмов. Я там играю тренера. У меня будет два съемочных дня в новом проекте Валерии Гай Германики. Снялся в политическом детективе «Нюрнберг, ответная игра». Закончил картину со странным названием «Чудильник» — про обманутых людей, у которых отобрали квартиры, и вот они сбиваются вместе, пытаются выжить, сохранить человеческое достоинство. На выходе еще один фильм, сериал про Екатерину Фурцеву, где я сыграл маршала Жукова, причем в тот непростой послевоенный период, когда его фактически все предали…

Беседовал Болеслав СОКОЛОВ
↑ Наверх